На протяжении последних лет на территории Брянской области наблюдается устойчивая динамика роста ввода жилья:
в 2012 году - 453,0 тыс. кв. м;
в 2013 году - 520,0 тыс. кв. м.
Обеспечение доступности приобретения жилья для всех категорий населения области является одним из основных факторов повышения уровня и качества жизни, снижения в обществе социальной напряженности, а также создания эффективных стимулов для накопления средств населения и повышения его инвестиционной активности. Жилищная проблема - одна из наиболее острых социальных проблем всех регионов современной России, в том числе и Брянской области. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Брянской области по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики.
Вместе с тем наряду с положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с достаточно высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья молодым семьям и социально незащищенным категориям граждан.
Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.
Проблемами, сдерживающими жилищное строительство, являются:
отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Создание указанных объектов ведется за счет застройщиков, что влечет значительное увеличение стоимости жилья. Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков в создание инженерной инфраструктуры. Не эффективна система ипотечного жилищного кредитования. Основными претензиями заемщиков к системе ипотечного кредитования являются:
высокие процентные ставки по кредитам;
необходимость залога: кроме приобретаемого жилья требуется залог имеющегося у заемщика или третьих лиц жилья или другой недвижимости;
высокий первоначальный взнос;
обеспечение области и муниципальных образований градостроительной документацией.
Процесс разработки документации территориального планирования в Брянской области сдерживается недостаточностью средств бюджетов муниципальных образований области и отсутствием информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
непрозрачность формирования платы за подключение и выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям водо-, тепло- и электроснабжения;
сложная система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства;
ресурсные ограничения строительного комплекса.
Развитие строительного комплекса ограничивается изношенностью производственных мощностей, низкой конкурентоспособностью ряда отечественных строительных материалов, недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях.
В настоящее время в собственности Брянской области находится 6,0 тыс. км дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, по которым требуется выполнение круглогодичных мероприятий по их содержанию с целью обеспечения безопасного комфортного передвижения, модернизации, приведения их параметров к современным условиям, а также развития, включающего строительство новых дорог.
Исходя из состояния действующей дорожной сети доля протяженности региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных дорог составляет 60%, доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения поддерживается на уровне 2%. Прирост сети автомобильных дорог общего пользования с целью ликвидации транспортных разрывов составляет 12,5 км в год. Дорожная сеть муниципального значения изношена на 80%, 57% дорог не имеют твердого покрытия вследствие чего круглогодичное передвижение по ним ограничено погодными условиями.
Причиной наличия доли автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям в предшествующие годы, стало отсутствие возможности ремонта автомобильных дорог и мостовых сооружений на них в соответствии с установленными межремонтными сроками.
Результатами проведенных мероприятий стало формирование целостной системы управления дорожным хозяйством путем:
принятия нормативных актов, способствующих рациональному использованию финансовых средств (норматив расходов на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения);