Брянская область расположена в западной части России. Занимает площадь 34,9 тыс. кв. км. Численность населения по состоянию на начало 2013 года составляет около 1,3 млн. человек. Регион граничит с двумя государствами - Украиной и Белоруссией. Область входит в состав Центрального федерального округа, имеет следующее административно-территориальное деление: 289 муниципальных образований, в том числе 27 муниципальных районов, 6 городских округов, 30 городских и 226 сельских поселений. Город Брянск является административным центром области.
Конкурентные преимущества Брянской области в значительной мере обусловлены ее уникальным экономико-географическим положением. Брянщина - приграничный регион, находящийся на границе трех государств.
Брянская область - это крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург - с южными районами России. Через территорию области проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья. Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным транспортом.
Важное стратегическое и международное значение имеют автотрассы: М3 Москва - Киев (с выходом на трассу М20 Санкт-Петербург - Киев - Одесса), М13 Брянск - Кобрин (с выходом на трассу М1 Москва - Минск - Брест и на М20), А141 Орел - Рославль.
Имеет статус международного аэропорт "Брянск", который расположен на международной воздушной трассе R-22, соединяющей Москву с Киевом, Западной Европой.
Брянская область расположена в лесной зоне. Лесами занято более 1,23 млн. гектаров. Наиболее ценные леса - хвойные, которые занимают 48 процентов лесных площадей. Общие запасы древесины составляют около 99,5 млн. куб. метров.
В области имеются значительные запасы природного сырья (цементное сырье, карбонатные породы, стекольные пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, освоенные запасы торфа, фосфатосодержащие руды для производства минеральных удобрений. Всего по области разведано 2 тыс. месторождений и участков различных полезных ископаемых.
Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Однако разового привлечения инвестиций недостаточно. Это диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Брянской области. Кроме того, привлечение инвестиций в область невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составил 60,8 млрд. рублей (рост на 23,3 процента к уровню января - июня прошлого года). По итогам второго квартала 2014 года использовано 25,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет рост на 19,8 процента к уровню соответствующего периода прошлого года (в сопоставимых ценах). Объем иностранных инвестиций в экономику Брянской области в 2013 году составил 113180,1 тыс. долларов США, что в 1,6 раза больше, чем в прошлом году. В структуре поступившего иностранного капитала прямые инвестиции составили 44,2 млн. долларов США (17,8 процента), прочие инвестиции -55,6 млн. долларов США. Наибольшая доля иностранных инвестиций направлена в обрабатывающие производства - 60,9 процента общего объема поступившего иностранного капитала, в предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства-17,3 процента.
Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий играет система государственной поддержки инвестиционной деятельности инвесторов, осуществляемая на основании Закона Брянской области от 19 августа 1996 года N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области".
Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в области являются: предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций и субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам, полученным инвесторами на реализацию проектов.
Вместе с тем существуют факторы, ослабляющие стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности. К ним относятся:
1) не в полной мере осуществляемая поддержка по коммерциализации инициатив (разработка бизнес-планов);
2) проблемы создания инфраструктуры для освоения инвестиций, в том числе в подготовке "промышленных площадок" (проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры);
2) слабо развитые институты государственно-частного партнерства;
3) трудность доступа к кредитным ресурсам при недостатке у субъектов предпринимательства собственных финансовых средств (стартового капитала).
Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в регионе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.
В настоящее время конгрессно-выставочная деятельность является активным инструментом инвестиционной политики.
Выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, активизируют деловую жизнь, создают необходимое информационное поле, аккумулируют значительные финансовые потоки, приносящие дополнительный доход в бюджеты всех уровней, создают предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности региона.
Мероприятия по развитию областной конгрессно-выставочной деятельности состоят в предложении комплекса организационных, экономических и специальных мер в сфере координации и развития выставочной деятельности.
Они призваны содействовать социально-экономическому развитию области и обеспечивать реализацию конкурентных преимуществ продукции областных предприятий с целью расширения географии и увеличения объемов их экспорта.
Решение вопросов, связанных с подготовкой и проведением конгрессно-выставочных мероприятий на территории области, а также с участием в выставках и ярмарках за рубежом, осуществляет департамент экономического развития Брянской области совместно с органами исполнительной власти Брянской области.
Выставки также являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, регионами и странами и способствуют расширению географии и увеличению объемов экспорта продукции областных предприятий, а также привлечению иностранных инвестиций.
Реализация программы позволит обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций в Брянскую область, привлечь интерес широкого круга потенциальных инвесторов, а также будет содействовать развитию инвестиционной инфраструктуры и формированию благоприятного инвестиционного имиджа Брянской области.
Программа призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики государственными органами Брянской области и органами местного самоуправления (по согласованию), что будет способствовать экономическому росту, повышению социальной стабильности и снижению уровня безработицы. В 2013 году при реализации инвестиционных проектов было создано 2753 рабочих места.