Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы) (с изменениями на 26 декабря 2016 года)


I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Подпрограмма

Развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса является приоритетным направлением социально-экономической политики области. Но, несмотря на позитивные тенденции последних лет, существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее интенсивное развитие сельскохозяйственного производства, одним из которых является недостаточность естественного увлажнения земель и повторяющиеся засухи.

В Брянской области из 1,1 млн. гектаров пашни 0,7 млн. гектаров, или 70% от её наличия, находятся в зоне рискованного земледелия, где количество осадков за вегетационный период составляет от 62 до 87 мм. По данным наблюдений метеостанции Брянск среднегодовая температура воздуха (в град. Цельсия) за последние 27 лет в целом по области составила 6,3 или в 1,3 раза выше климатической нормы (климатическая норма составляет 4,9). Негативное влияние на сельское хозяйство природных рисков влечет за собой снижение урожайности и объемов сбора сельскохозяйственной продукции. В засушливые годы не реализуются возможности выращивания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и внедрения интенсивных агротехнологий. Так, в результате почвенной и воздушной засухи в 2013 году на большей части территории области пострадало более 150,0 тыс. га посевов сельскохозяйственных культур, погибло более 80 тыс. гектаров в 300 сельхозпредприятиях на общую сумму ущерба по прямым затратам более 2 млрд. рублей. Сложилась напряженная обстановка с обеспеченностью животноводства области кормами, что является одним из сдерживающих факторов увеличения валового производства продукции животноводства.

В рамках реализуемой Государственной программы по развитию сельского хозяйства в 2009 - 2013 годах в регионе введено более 30 площадок на 175 тысяч голов мясного скота. До 2020 года планируется увеличить поголовье мясного скота до 500 тыс. голов. Развитие животноводства требует создания гарантированной кормовой базы, обеспечить которую без развития мелиорации земель и внедрения инновационных агротехнологий невозможно. Урожайность многолетних трав на неорошаемых землях в целом в 4 раза ниже, чем на орошаемых участках.

Мировой опыт показывает, что для обеспечения производства гарантированного объема сельскохозяйственной продукции, и, в первую очередь, кормовых культур, картофеля и овощей, необходимо иметь площадь орошаемых земель, составляющую от 10 до 30% от всей площади пашни.

Подпрограмма призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития мелиорированных земель в Брянской области, достижения инновационного развития сельского хозяйства Брянской области и получения достаточных количеств сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения потребности населения региона в продуктах питания, а сельскохозяйственных животных в кормах.

Однако, реконструкция, техническое перевооружение, восстановление и ремонты мелиоративных систем проводятся в крайне недостаточных объёмах.

Из имеющихся 108,2 тыс. га внутрихозяйственных осушительных систем в 2011 году в области в удовлетворительном состоянии сохранились 48,7 тыс. га. Из 4,8 тыс. га внутрихозяйственных орошаемых земель полив осуществляется на 50 га. На орошении в области возделываются картофель, овощи.

Годы ввода в эксплуатацию осушительных мелиоративных систем - 1937-1995.

Протяженность отрегулированных водоприемников (русел, рек, ручьев) составляет - 265,3 км., каналов - 4710,05 км, закрытой осушительной сети - 34689,56 км., дрен - 32385.1 км., дамб обвалования - 23,5 км. Количество насосных станций - 14 штук.

Состав государственных межхозяйственных осушительных систем, находящихся на балансе Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области" (далее - ФГБУ "Управление "Брянскмелиоводхоз"): отрегулированные водоприемники - 425,8 км, магистральные каналы - 325,95 км, эксплуатационные дороги - 7,6 км, ограждающие дамбы - 12,7 км, шлюзы-регуляторы - 98 штук, мосты - 25 штук, трубчатые переезды - 32 штуки, производственно-административные здания - 465,6 кв. метров.

В связи с практически полным сокращением служб эксплуатации мелиоративных систем в Брянской области и слабой материально-технической оснащенностью, капитальный ремонт мелиоративной сети производится в незначительных объёмах и несвоевременно. Длительное сельскохозяйственное использование мелиорированных земель без проведения мелиоративных и эксплуатационных мероприятий привело к высокому проценту износа мелиоративных систем (более 60%), что явилось причиной снижения плодородия почв, падения продуктивности кормовых угодий и пашни, вторичного заболачивания.

Из обследованных 108,2 тыс. га осушенных земель, мелиоративное состояние признано неудовлетворительным по недопустимому уровню грунтовых вод и отводу поверхностных вод на площади 69,5 тыс. га.

Орошаемые земли в результате длительного сельскохозяйственного использования, износа оросительной сети, поливной техники и насосного оборудования находится в неудовлетворительном состоянии. Парк техники не обновлялся с периода ввода объектов в эксплуатацию в течение 20-25 лет. Из обследованных 4,8 тыс. га предложено к списанию 306 га. В будущем это может оказать отрицательное влияние на темпы социально-экономического развития Брянской области.

В области имеется 233 осушительных мелиоративных систем на площади более 108 тыс. га, из них бесхозяйных - около 105 тыс. га. В связи с этим необходимо принимать меры по восстановлению мелиоративного фонда на территории области. Подпрограммой предусматривается поддержка оформления в собственность бесхозяйных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений за период реализации программы на площади 8,2 тыс. га.

Обозначенные проблемы являются общегосударственными. Осуществление мероприятий Подпрограммы позволит одновременно увеличить объёмы осушения и орошения, повысить эффективность использования мелиорированных земель, осуществить реконструкцию, техническое перевооружение, мелиоративное улучшение и капитальный ремонт мелиоративных фондов, оптимизировать режимы осушения и орошения, а так же оптимизировать технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Безусловным фактором повышения устойчивости сельскохозяйственного производства и эффективной реализации поставленных в программе целей является необходимость восстановления имеющихся систем мелиорации.

В области необходимо провести строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем на площади около 11,0 тыс. га, из них: увеличить площади орошаемых земель за счет строительства как минимум на 6,08 тыс. га, провести реконструкцию осушительных систем на 2,7 тыс. га, осуществить новое строительство осушительных систем на площади 1,67 тыс. га, оформить в собственность бесхозяйных мелиоративных систем и ГТС на площади 8,15 тыс. га, провести культуртехнические мероприятия на площади 80,7 тыс. га. Данные мероприятия будут реализованы на инновационной технологической основе.

Для достижения этих целей, в первую очередь, необходимо проведение работ на основе современных технологий мелиорации, оборудования, машин и механизмов, энергоэффективных и водосберегающих технологий путем приобретения средств механизации полива, насосно-силового и дождевального оборудования, отвечающих современным требованиям ресурсосберегающих технологий орошения. Это потребует значительных объемов капитальных вложений.

В целях комплексного решения проблемы по развитию мелиорации в области необходимо обеспечить государственную поддержку данного направления на основе программно-целевого подхода путем проведения мелиоративных мероприятий на объектах государственной собственности Российской Федерации и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объективная необходимость участия государства в развитии мелиорации сельскохозяйственных земель обусловлена:

повышением устойчивости и эффективности функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиорируемых земель и мелиоративных систем;

созданием механизма для повышения эффективности использования мелиорации с целью достижения максимальной продуктивности сельскохозяйственных земель;

осуществлением технологической модернизации и реконструкции существующих и строительства новых мелиоративных систем.