Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации Брянской области от 30 декабря 2011 года N 1308 "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия...


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


Программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли картофелеводства в Брянской области и достижения независимости от импорте в снабжении населения столовым картофелем и картофелепродуктами, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Российской Федерации, на реализацию которых направлена деятельность департамента сельского хозяйства Брянской области.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития отрасли картофелеводства

Всемерное наращивание производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет внутреннего рынка является важнейшей задачей отечественного сельского хозяйства и является одной из существенной составляющей продовольственной безопасности РФ.

Важную роль в развитии АПК играет картофелепродуктовый подкомплекс. Занимая одно из лидирующих положений в мире по производству картофеля, Россия вместе с тем остается на одном из последних мест по урожайности.

Ускоренное развитие отрасли картофелеводства опережающими темпами не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит удовлетворить потребности населения в научно обоснованных количествах картофеля, обеспечить сооружение новых производственных мощностей по выпуску продуктов питания на основе картофеля, насытить существующие предприятия переработки картофелем отечественного производства.

Картофель традиционно относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур разностороннего использования. На юго-западе РФ и в Брянской области особенно, картофель имеет лидирующее положение по валовым сборам. Благоприятные почвенно-климатические условия региона позволяют получать высокие и стабильные по годам урожаи этой культуры. Это подтверждается величиной коэффициента традиционности, которая для Брянской области составляет 2,72.

Рациональность выбора приоритетного развития отрасли картофелеводства обусловлена тем, что до последнего времени основным источником производства столового картофеля для населения являлись личные подсобные хозяйства самого населения. Наметившиеся тенденции к снижению количества трудоспособного населения желающего заниматься трудом на земле дают негативный прогноз в отношении производства продуктов питания, в том числе и картофеля. Особенно остро данная проблема стоит для городского населения.

Удовлетворение платежеспособного спроса на картофель в полном объеме невозможно без ускоренного развития отрасли картофелеводства. Это ярко продемонстрировали неблагоприятные погодные условия летнего периода 2010 года, когда из-за продолжительной засухи урожайность картофеля резко снизилась и ощущалась его нехватка в рационах питания населения.

1.2. Характеристика проблемы


Брянский картофель в продовольственном балансе страны ранее занимал значительное место. До 1991 года посевные площади картофеля в общественном секторе составляли - 98-100 тыс. га, а объемы производства - 1,3 млн. тонн. По ряду объективных и субъективных причин, а также вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производство картофеля в регионе снизилось и к 2005 году площадь возделывания составляла в общественном секторе 5,6 тыс. гектаров, а валовое производство - 91,1 тыс. тонн.

Таблица 1

Анализ состояния отрасли картофелеводства в Брянской области

Наименование показателей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Все категории

Посевные площади, тыс. га

41,1

41,3

43,2

47,6

50,7

Валовой сбор, тыс. тонн

551,5

637,0

702,3

836,7

701,8

Урожайность, ц/га

134,2

154,2

162,6

175,8

138,4

Хозяйства населения

Посевные площади, тыс. га

35,0

34,1

33,8

33,8

33,2

Валовой сбор, тыс. тонн

442,7

473,6

465,6

485,1

408,2

Урожайность, ц/га

126,5

138,9

137,8

143,5

123,0

Сельхозтоваропроизводители

Посевные площади, тыс. га

6,1

7,2

9,4

13,8

17,5

Валовой сбор, тыс. тонн

108,8

163,4

236,7

351,6

293,6

Урожайность, ц/га

178,4

227,6

253,6

261,9

198,0

Доля товарного производства, %

19,7

25,7

33,7

42,0

41,8


Основными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала развития конкурентоспособной отрасли картофелеводства является нехватка качественного семенного материала картофеля, слабая техническая вооруженность сельхозтоваропроизводителей, недостаточная мощность специализированных хранилищ, нехватка предприятий по переработке картофеля.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1) недостаточное развитие первичного семеноводства картофеля в регионе.

В Брянской области имеется научное учреждение - ФГУ "Брянская опытная станция по картофелю" и три элитно-семеноводческих хозяйства по картофелю (ФГУП "Первомайское", ФГУП "Судость" и ТнВ "Красный Октябрь"). Этого недостаточно для устойчивых поставок элитного семенного картофеля сельхозтоваропроизводителям. Научно-обоснованная потребность в элите для сортосмены и сортообновления составляет 16 - 20%. Для обеспечения расширяющихся посадок картофеля в 2011 году потребуется 10 - 12,5 тысяч тонн элиты, а к 2015 году потребность составит 18 - 22,5 тыс. тонн. Фактически в регионе производится немногим более 4 тыс. тонн. Создавшееся положение обуславливает необходимость приобретения элитного посадочного материала за пределами региона, что приводит к значительному удорожанию как посадочного материала, так и увеличению транспортных расходов.

Государственная поддержка создания регионального центра по первичному семеноводству картофеля через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели, позволит создать современную вертикаль производства элитного семенного картофеля от оздоровленных микрорастений и миниклубней до реализации элиты сельхозтоваропроизводителям.

Помимо недостаточных количеств посадочного материала для обеспечения им сельхозтоваропроизводителей, значительную роль играет и высокая изношенность и технологическая отсталость основных фондов элитно-семеноводческих хозяйств. Для обеспечения соответствующего качества элиты, удовлетворяющей требованиям посевного стандарта, необходима модернизация сортировального хозяйства, тепличного хозяйства и лабораторного оборудования.

Нерешенность данных проблем приводит к неоправданному увеличению себестоимости товарного картофеля, невозможности конкуренции российского посадочного материала с импортными, вследствие более низкого качества.

Меры государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля, позволит стабильно получать семенной картофель высокого качества, удовлетворяющий жестким посевным стандартам, реализовывать картофель в упаковке, которая сохраняет его посевные и товарные качества в течении длительного времени.

2) слабая техническая вооруженность картофелесеющих хозяйств.

Для посадки, ухода за посевами и уборки картофеля необходима специализированная техника. Большинство картофелесеющих хозяйств региона, используют в работе морально устаревшую технику 10 - 15 летней давности, особенно это касается картофелесажалок и картофелеуборочных комбайнов.

Использование подобной техники в работе обуславливает применение устаревших технологий, которые не позволяют получать высокие урожаи картофеля с соответствующим качеством клубней. Кроме того, высокая изношенность подобной техники приводит к частым ее поломкам, срывам сроков посадки, ухода и уборки. Подобные нарушения технологический дисциплины приводят к значительным недоборам урожая картофеля, ухудшению его качества.

Немалую роль в слабом приобретении современной высокопроизводительной техники играет и ее высокая цена. Цена комплекта для выращивания и уборки картофеля на площади 150 гектаров составляет более 20 млн. рублей. Большинство хозяйств не в состоянии представить залоговую базу для получения кредитных средств на ее приобретение.