1. Характеристика текущего состояния системы управления
государственными закупками Брянской области
Обеспечение функционирования системы, связанной с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, устанавливает порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Одной из важнейших задач деятельности управления является предотвращение коррупции и злоупотреблений при размещении заказов для государственных нужд области, а также обеспечение прозрачности и гласности при проведении конкурсов, аукционов и запросов котировок.
Опыт размещения заказов показал, что наиболее эффективным способом проведения торгов являются электронные аукционы. Они исключают возможность сговора участников размещения заказа, способствуют расширению конкуренции и позволяют заказчику покупать товары по рыночным ценам.
В связи с этим управление с момента внедрения в 2007 году автоматизированной электронной системы по размещению государственного заказа Брянской области постоянно нацеливало государственных заказчиков на избрание именно этого способа размещения заказа, для чего неоднократно проводились совещания, семинары, велась разъяснительная работа.
Благодаря этой работе уже во втором полугодии 2007 года управление одним из первых уполномоченных органов России начало проведение аукционов в электронной форме на своей электронной площадке, в результате чего в 2007 году было проведено 114 аукционов в электронной форме на сумму 76,4 млн. рублей. Экономия бюджетных средств составила 6,5 млн. рублей.
Доля электронных аукционов в общем количестве проведенных торгов из года в год постоянно увеличивается. Если за 2008 год она составила 27 %, то за 2009 год - 36 %, в 2010 году эта цифра увеличилась до 54 %. Соответственно возрастал и экономический эффект от проведения данных процедур.
Экономия бюджетных средств от данного способа размещения заказов в 2008 году составила 21 млн. рублей, в 2009 году - 27 млн. рублей, в 2010 году - 36 млн. рублей.
С 1 января 2011 года в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены существенные изменения. Электронные аукционы проводятся теперь исключительно операторами электронных площадок.
Кроме того, вся информация о размещении заказов подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru). Официальный сайт интегрирован с пятью электронными площадками, что позволяет заказчикам, уполномоченным органам работать на любой из этих площадок. Управление проводит электронные аукционы преимущественно на электронных площадках ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru).
Дальнейшие шаги по совершенствованию законодательства о размещении заказов будут связаны с возможным отказом от запроса котировок в пользу электронных аукционов. Кроме того, предполагается законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок. Планы закупок будут размещаться на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), что позволит большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечит большее количество участников при проведении процедур торгов.
В целях повышения публичности и качества исполнения контрактов планируется внести изменение в части обязательного размещения в реестре контрактов всей информации о стадиях исполнения контрактов, в том числе сопровождающих контракт документов (акты выполненных работ, документы об оплате, применение штрафных санкций и др.).
В целях снижения коррупции и повышения качества исполнения контрактов предполагается установить обязанность заказчика всегда применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, установив при этом унифицированный размер таких штрафных санкций.
Эти меры позволят повысить ответственность поставщиков и подрядчиков за исполнение контракта, обеспечат равные условия для всех участников торгов и в конечном итоге позволят избежать проявлений коррупции при размещении заказа.
Результатом проведенной работы стало формирование целостной системы государственных закупок Брянской области, характеризующейся показателями, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие исполнение функции
по размещению заказов в сфере государственных закупок
Брянской области
N пп | Наименование (описание) показателей (результатов) | 2009 год (факт) | 2010 год (факт) | 2011 год (факт) |
1. | Доля государственных заказчиков, осуществляющих взаимодействие с управлением государственных закупок Брянской области с использованием автоматизированной электронной системы размещения заказа (АЭС РГЗ), в общем количестве государственных заказчиков, % | 59,8 | 65,8 | 80,1 |
2. | Доля признанных обоснованными жалоб, связанных с нарушением процедур проведения открытых конкурсов, аукционов, запросов котировок, в общем объеме поступивших жалоб, % | 4,8 | 5,6 | 5,7 |