На территории Российской Федерации, в том числе в Брянской области, сохраняется высокий уровень техногенной и природной опасности и имеет место тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
За последние 30 лет в стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (далее - ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3 процента, пострадавших - 8,6 процента, материальному ущербу - 10,4 процента.
Тенденция роста социальных и экономических потерь наблюдается и в Брянской области. Только за последние пять лет количество ЧС в области возросло почти в 19 раз, погибших - в 13,5 раза. Увеличился и материальный ущерб.
Все это заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения. Это необходимо еще и потому, что затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10 - 15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.
Несмотря на сложности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Завершен первый этап создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако современное состояние РСЧС и уровень развития Брянской территориальной подсистемы таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Главной задачей второго этапа развития РСЧС является заблаговременное осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска.
Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Учитывая все это, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
Таблица
Основные показатели, характеризующие результаты деятельности
Наименование показателя | 2009г. | 2010г. | 2011г. |
Разработка проектно-сметной документации системы единого вызова "112" | - | - | - |
Сокращение времени реагирования оперативных служб (%) | - | - | - |
Сокращение к 2014 году сроков доведения информации о ЧС по отношению к 2009 году (раз) | - | - | - |
Степень готовности системы обеспечения вызова экстренных служб по номеру "112" | - | - | - |