Наименование подпрограммы | "Модернизация объектов коммунальной |
Исполнитель подпрограммы | департамент строительства и архитектуры Брянской области, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области |
| создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. |
Задачи подпрограммы | модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. |
Срок реализации | 2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования подпрограммы за счет всех источников составляет 880 259,7 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 660 104,2 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 40 385,8 тыс. рублей; 2012 год - 45 000,0 тыс. рублей; 2013 год - 189 570,6 тыс. рублей; 2014 год - 169 947,8,0 тыс. рублей; 2015 год - 215 200,0 тыс. рублей; прочие источники финансирования - 220 155,5 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 62,18 (2010 год) до 61,7 (2015 год); проведение капитального ремонта 163,7 тыс. кв. м общей площади жилищного фонда; переселение жителей из аварийных многоквартирных домов общей площадью 7,2 тыс. кв. м. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры сегодня характеризуется уровнем износа, превышающим 60 процентов, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Следствием износа объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к значительному износу, высокой аварийности и ресурсной неэффективности. Отсутствие необходимых инвестиций и работ по модернизации ЖКХ вызывает экономические потери, социальную напряженность и неприятие населением идей и методов рыночных преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
В настоящее время жилищно-коммунальные услуги населению Брянской области оказывают 678 предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в 2009 году показал, что число убыточных предприятий составляет:
водоснабжение и водоотведение - 19%;
теплоснабжение - 48%;
электроснабжение - 32%.
Предприятия не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в стабильном эксплуатационном режиме. Между тем в их хозяйственном ведении находятся социально значимые объекты жилого и нежилого фонда, вся инженерная инфраструктура.
Для создания условий и реального улучшения качества предоставляемых услуг предприятиям жилищно-коммунального комплекса необходима финансовая поддержка из средств областного бюджета, в частности, выделение средств на приобретение специальной техники и оборудования для обслуживания жилищного фонда и инженерных сетей, подготовку объектов ЖКХ к зиме.
По-прежнему актуальной проблемой остается техническое состояние жилищного фонда.
Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций.
Этот жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографические проблемы. Проживание в нем зачастую понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в указанных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.
На сегодняшний день 5861,436 тыс. кв. метров обслуживаемого жилищного фонда Брянской области требует проведения капитального ремонта. В соответствии с Жилищным Российской Федерации и другими нормативными актами обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена на собственников помещений.
В то же время в связи с высокой стоимостью капитального ремонта собственники самостоятельно решить эту проблему не в силах.
В связи с этим государство не может в полной мере снять с себя ответственность за проведение капитального ремонта и модернизацию жилья из соображений социальной справедливости и недостаточной платежеспособности населения. Решение о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ, утвержденного Федеральным от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" может радикально изменить ситуацию. Брянской области на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта и переселению граждан в рамках указанного предусмотрен лимит на 2008 - 2011 годы в объеме 2618,0 млн. рублей. Всего за период реализации вышеуказанного Федерального планируется отремонтировать 1807,728 тыс. кв. метров жилищного фонда, переселить граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью 26,846 тыс. кв. метров. Средства, предполагаемые к выделению из этого Фонда в качестве государственной поддержки, конечно, не решат все проблемы, но смогут запустить механизм реализации вышеуказанных мероприятий.
Дальнейшая реализация мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан будет осуществляться в рамках настоящей подпрограммы в 2013 - 2015 годах.
2. Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
В рамках выполнения долгосрочной целевой программы "Жилище" (2011 - 2015 годы) и данной подпрограммы (наряду с бюджетным финансированием предусмотренных мероприятий) будут созданы условия, обеспечивающие привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. На этих условиях будут реализованы проекты. Осуществление мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в Брянской области в рамках подпрограммы приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставления коммунальных услуг. Институциональные преобразования, проводимые в рамках подпрограммы, обеспечат привлечение средств внебюджетных источников в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры, а также сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги.
Подпрограмма основана на следующих базовых принципах:
софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных источников в целях снижения рисков инвестирования;
открытый (недискриминационный) отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.