| |
Наименование программы | - "Развитие образования Брянской области" (2012 - 2015 годы)
|
Ответственный исполнитель | - департамент общего и профессионального образования Брянской области
|
Соисполнители программы | - департамент строительства и архитектуры Брянской области, финансовое управление Брянской области
|
Перечень долгосрочных целевых программ
| - отсутствуют |
Перечень подпрограмм | - "Управление в сфере образования" 2012 - 2015 годы); "Реализация образовательных программ" (2012 - 2015 годы); "Социальная поддержка населения в сфере образования" (2012 - 2015 годы)
|
Цели государственной программы | - совершенствование организации и управления системой дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с программой социально- экономического развития области обеспечение условий для модернизации региональной системы образования и удовлетворения потребностей граждан в доступном и качественном образовании, соответствующим требованиям иннова- ционного социально ориентированного развития Брянской области; удовлетворение потребности населения области в услугах дошкольного образо- вания для всех слоев населения и равных возможностей его получения; обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образова- тельных учреждений всех типов и видов во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения пожарной, технической, антитеррористической безопасности объектов образования; обеспечение социальной поддержки одаренных детей и детей-сирот; социальная поддержка и защита населе- ния в сфере образования
|
Задачи государственной программы | - эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств и осуществление контроля за их целевым и рациональным использованием в учреждениях системы образования в соответствии с норматив- ными правовыми актами Российской Федерации и Брянской области; совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуни- кационных технологий в рамках единого образовательного пространства; контроль качества образования, образо- вательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензи- рование и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации), осуществление контроля за деятельностью учреждений (организаций), имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, в части соблюдения лицензионных требований и условий;
создание условий для повышения качества дошкольного, общего и профессионального образования; повышение эффективности использова- ния информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; осуществление комплексных мер по стимулированию инновационной деятельности образовательных учрежде- ний и педагогических работников; обеспечение развития региональной системы воспитания и дополнительного образования; обеспечение условий для улучшения качества питания обучающихся, здоровья обучающихся и педагогических работ- ников; достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициати- вы «Н"ша новая школа»;" создание современной системы непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров; развитие региональной системы оценки качества образования; увеличение количества мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях области; реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образова- тельных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работни- ков во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов; создание условий для повышения эффективности мер, направленных на поддержку одаренных детей; создание условий для повышения эффективности мер, направленных на социальную реабилитацию детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; предоставление компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразова- тельную программу дошкольного образования; возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, располо- женных в сельской местности или посёлках городского типа Брянской области
|
Срок реализации государственной программы
| - 2012 - 2015 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | - общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 22067126,9 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 5975900,3 тыс. рублей; 2013 год - 5325299,4 тыс. рублей; 2014 год - 5386682,1 тыс. рублей; 2015 год - 5379245,1 тыс. рублей; в том числе за счет средств областного бюджета: 2012 год - 5966998,3 тыс. рублей; 2013 год - 5306230,9 тыс. рублей; 2014 год - 5353932,1 тыс. рублей; 2015 год - 5356445,1 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов*: 2012 год - 8902,0 тыс. рублей; 2013 год - 19068,5 тыс. рублей; 2014 год - 32750 тыс. рублей; 2015 год - 22800 тыс. рублей _____ *По согласованию
|
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - внедрение федеральных государственных образовательных стандартов: 2012 год - 19,3 %; 2013 год - 28,1 %; 2014 год - 37,8 %; 2015 год - 46,9 %; количество учреждений, прошедших лицензирование и аккредитацию: 2012 год -100,0 %; 2013 год -100,0 %; 2014 год -100,0 %; 2015 год -100,0 %; доля учащихся, включенных в систему развития одаренных детей: 2012 год - 38,0 %; 2013 год - 44,0 %; 2014 год - 46,0 %; 2015 год - 48,0 %; увеличение объемов финансовых средств, направленных на развитие информационно-коммуникативных технологий в сфере образования: 2012 год - 75,0 %; 2013 год - 80,0 %; 2014 год - 85,0 %; 2015 год - 90,0 %; доля выпускников профессионального образования, получивших доступное качественное образование: 2012 год - 98,5 %; 2013 год - 99,0 %; 2014 год - 99,2 %; 2015 год - 99,5 %; охват детей доступным и качественным дошкольным образованием: 2012 год - 61,0 %; 2013 год - 62,0 %; 2014 год - 62,5 %; 2015 год - 63,0 %; доля лиц, сдавших единый государ- ственный экзамен по обязательным предметам, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ: 2012 год - 99,5 %; 2013 год - 99,5 %; 2014 год - 99,5 %; 2015 год - 99,5 %; доля выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, прошедших государственную (итоговую) аттестацию по новой форме: 2012 год - 96,3 %; 2013 год - 96,4 %; 2014 год - 96,4 %; 2015 год - 96,5 %; доля педагогических работников: повысивших уровень профес-сионального мастерства: 2012 год - 20,0 %; 2013 год - 25,0 %; 2014 год - 25,0 %; 2015 год - 25,0 %; прошедших аттестацию: 2012 год - 25,0 %; 2013 год - 25,0 %; 2014 год - 25,0 %; 2015 год - 25,0 %; количество обучающихся в муници- пальных образовательных учреждениях на 1 компьютер: 2012 год - 18; 2013 год - 18; 2014 год - 16; 2015 год - 16; доля детей, охваченных качественным горячим питанием: 2012 год - 100,0 %; 2013 год - 100,0 %; 2014 год - 100,0 %; 2015 год - 100,0 %; оздоровление педагогических работников области: 2012 год - 100,0 % 2013 год - 100,0 % 2014 год - 100,0 % 2015 год - 100,0 %; оздоровление обучающихся 1-2-х классов ОУ путем включения в школьный рацион молока и кисломолочных продуктов: 2012 год - 100,0 %; 2013 год - 100,0 % ; 2014 год - 100,0 %; 2015 год - 100,0 %; доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в т.ч. с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста: 2012 год - 20,0 %; 2013 год - 25,0 %; 2014 год - 30,0 %; 2015 год - 35,0 %; доля детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет: 2012 год - 70,0 %; 2013 год - 70,5 %; 2014 год - 71,0 %; 2015 год - 71,5 %; доля детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, охваченных профилактическими мероприятиями: 2012 год - 48,0 %; 2013 год - 48,5 %; 2014 год - 49,0 %; 2015 год - 50 %; компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреж-дениях в соответствии с законодательством; осуществление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогических работников образовательных учреждений: 2012 год - 100,0 %; 2013 год - 100,0 %; 2014 год - 100,0 %; 2015 год - 100,0 %; финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, % педагогов, на которых распространяется данная льгота: 2012 год - 100,0 %; 2013 год - 100,0 %; 2014 год - 100,0 %; 2015 год - 100,0 %; выплата компенсации части родитель-ской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: 2012 год - 100,0 %; 2013 год - 100,0 %; 2014 год - 100,0 %; 2015 год - 100,0 % |
1. Характеристика текущего состояния системы
образования Брянской области
Современная система российского образования позволяет реализовать себя любому ребенку, в том числе с особыми образовательными потребностями.
В 2010 году в Брянской области функционировали: 384 дошкольных образовательных учреждения, 689 школ, 18 школ-интернатов, 3 детских дома, 1 спецшкола, 36 учреждений НПО и 30 учреждений среднего профессионального образования, из них 10 областного подчинения, в том числе 5 - подведомственных департаменту образования Брянской области.
В 2011 году в области функционировали 388 дошкольных образовательных учреждений, 629 школ, 18 школ - интернатов, 3 детских дома, 1 спецшкола, 29 учреждений начального и 29 учреждений среднего профессионального образования, из них 10 областного подчинения, в том числе 5 - подведомственных департаменту образования Брянской области, 69 учреждений дополнительного образования, 25 вузов.
За 2010/11 учебный год 35 школ получили статус филиала, 2 школы реорганизованы в ДОУ, закрыто 23 учебных заведения.
Реорганизовано путем присоединения: в 2010 году - 5 учреждений начального профессионального образования, в 2011 году - 2 учреждения.
С 1 января 2012 года в ведение субъекта будут переданы 6 ссузов федерального подчинения на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2011 N 2413-р.
Современные требования к процессу обучения, обозначенные в федеральных документах, определяющих реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", задают принципиально новые направления модернизации региональных систем образования.
Наиболее актуальными проблемами в сфере образования Брянской области, на решение которых направлена программа, являются:
дефицит мест в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования;
недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;
ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основ-ных фондов) образовательных учреждений;
ограниченный доступ образовательных учреждений к современным информационным системам, необходимость создания и развития ресурсных центров по обеспечению информатизации системы образования Брянской области;
низкая динамика кадрового обновления в системе образования.
Важным фактором, влияющим на развитие образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За последние 10 лет численность школьников сократилась примерно на 40 процентов.
С 1 сентября 2011 года общеобразовательные учреждения области приступили к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования, с 2015 года школы перейдут на новые стандарты основного общего образования.
Изучение состояния организации и управления существующей образовательной системы начальной ступени школы и новых ФГОС позволило сделать вывод, что для введения ФГОС начального общего образования необходимы:
повышение квалификации по данному направлению всех категорий работников образования области;
выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые представляют собой систему кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.
В соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:
модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;