Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2012 - 2015 годы) (с изменениями на 11 ноября 2013 года)


1. Характеристика текущего состояния системы образования Брянской области


Современная система российского образования позволяет реализовать себя любому ребенку, в том числе с особыми образовательными потребностями.

В 2010 году в Брянской области функционировали: 384 дошкольных образовательных учреждения, 689 школ, 18 школ-интернатов, 3 детских дома, 1 спецшкола и 36 учреждений НПО и 30 учреждений среднего профессионального образования, из них 10 областного подчинения, в том числе 5 - подведомственных департаменту образования.

В 2011 году в области функционировали 388 дошкольных образовательных учреждений, 629 школ, 18 школ - интернатов, 3 детских дома, 1 спецшкола, 29 учреждений начального и 29 учреждений среднего профессионального образования, из них 10 областного подчинения, в том числе 5 - подведомственных департаменту образования, 69 учреждений дополнительного образования, 25 ВУЗов.

За 2010-2011 учебный год 35 школ получили статус "филиала", 2 школы реорганизованы в ДОУ, закрыто 23 учебных заведения.

Реорганизовано путем присоединения: в 2010 году 5 учреждений начального профессионального образования, в 2011 году - 2 учреждения.

С 1 января 2012 года в ведение субъекта переданы 6 ССУЗов федерального подчинения на основании распоряжения Правительства РФ от 25.12.2011 N 2413-р.

Современные требования к процессу обучения, обозначенные в федеральных документах, определяющих реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", задают принципиально новые направления модернизации региональных систем образования.

Наиболее актуальными проблемами в сфере образования Брянской области, на решение которых направлена программа, являются:

- дефицит мест в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования;

- недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;

- ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов) образовательных учреждений;

- ограниченный доступ образовательных учреждений к современным информационным системам, необходимость создания и развития ресурсных центров по обеспечению информатизации системы образования Брянской области;

- низкая динамика кадрового обновления в системе образования.

Важным фактором, влияющим на развитие образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.

За последние 10 лет численность школьников сократилась примерно на 40 процентов.

С 1 сентября 2011 года общеобразовательные учреждения области приступили к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования, с 2015 года школы перейдут на новые стандарты основного общего образования.

Изучение состояния организации и управления существующей образовательной системы начальной ступени школы и новых ФГОС позволило сделать следующие выводы: для введения ФГОС начального общего образования необходимы:

- повышение квалификации по данному направлению всех категорий работников образования области;

- выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые представляют собой систему кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:

- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;

- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;

- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав основной образовательной программы (базисного учебного плана) образовательного учреждения.

Одним из направлений развития, способствующим повышению доступности качественного образования для всех учащихся, является повышение уровня информатизации системы образования. Национальная образовательная инициатива предполагает, что новая школа должна быть оснащена высокотехнологичным компьютерным оборудованием, широкополосным доступом в сеть Интернет, интерактивными учебниками и медиатекой.

Новый подход к преподаванию предметов в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов требует существенной модернизации учебно-материальной базы.

В целях реализации национальной стратегии "Наша новая школа", создания условий для обеспечения доступности качественных образовательных услуг, улучшения ресурсного оснащения образовательного процесса в связи с введением новых федеральных образовательных стандартов, проведение энергосберегающих мероприятий, необходимо продолжить реализацию мероприятий (приложение 1) по формированию современной школьной инфраструктуры, включающих:

- строительство и реконструкцию объектов образования в приоритетном порядке;

- строительство современных спортивных залов для образовательных учреждений;