Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы) (с изменениями на 18 ноября 2013 года)

     Приложение N2
к государственной программе
Брянской области
"Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия
Брянской области" (2012 - 2015 годы)


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальное развитие села" (2003 - 2013 годы) государственной программы
 Брянской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование
 рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
 Брянской области" (2012 - 2015 годы)


ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы

 

Наименование долгосрочной целевой программы

 "Социальное развитие села" (2003 - 2013 годы)

Ответственный исполнитель

департамент сельского хозяйства Брянской области

 (в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

Соисполнители подпрограммы

департамент строительства и архитектуры Брянской области

Цели долгосрочной целевой программы

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

 преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села

Задачи долгосрочной целевой программы

     улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе;

     повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности;

     обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

     расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;

     развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;

сохранение и создание новых рабочих мест

Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы

2003 - 2013 годы
I этап - 2003 - 2005 годы;
II этап - 2006 - 2010 годы;
III этап - 2011 - 2013 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы

I этап (2003 - 2005 годы) - 562 395 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 13 500 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 407 290 тыс. рублей;

II этап (2006 - 2010 годы) - 1 156 792,6 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 247 307,0 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 909 485,6 тыс. рублей;

III этап (2011-2013 годы) - 247 175,9 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета:

2011 год - 87 876,0 тыс. рублей;

2012 год - 93 749,9 тыс. рублей;

2013 год - 65 550 тыс. рублей;

(в ред. постановления Правительства Брянской области от  22.04.2013 N 45-п)

Ожидаемые результаты реализации долгосрочной целевой программы

Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов:
2009 год - 7,2 тыс. кв.м.;
2010 год - 9,2 тыс. кв.м.;
2011 год - 8,2 тыс. кв.м.;
2012 год - 8,0 тыс. кв.м.;
2013 год - 5,0 тыс. кв.м.;
(в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

Ввод и приобретение жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе:
2009 год - 3,1 тыс. кв.м.;
2010 год - 4,9 тыс. кв.м.;
2011 год - 3,9 тыс. кв.м.;
2012 год - 4,8 тыс. кв.м.;
2013 год - 2,8 тыс. кв.м.;
(в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности:
2009 год - 4,1 тыс. кв.м.;
2010 год - 4,3 тыс. кв.м.;
2011 год - 4,3 тыс. кв.м.;
2012 год - 3,2 тыс. кв.м.;
2013 год - 2,2 тыс. кв.м.;
(в ред. постановления Правительства Брянской области от 15.04.2013 N 35-п)

Введение жилых домов с подключением к инженерным сетям для работников сельскохозяйственных предприятий:

2009 год - 0,2 тыс. кв. м.;

2010 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2011 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2012 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2013 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

Изготовление проектно-сметной документации по объектам газификации, водоснабжения и здравоохранения сельских населенных пунктов:

2009 год - 10 проектов;

2010 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2011 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2012 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2013 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

Введение в действие общеобразовательных учреждений:

2009 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2010 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2011 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2012 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2013 год - 60 мест;

Введение в действие реконструируемых учреждений клубного типа:
2013 год - 1 объект;

Открытие фельдшерско-акушерских пунктов:

2009 год - 1 единица;

2010 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2011 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2012 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

2013 год - реализация мероприятия не предусмотрена;

Введение в действие распределительных газовых сетей:
2009 год - 39,4 км;
2010 год - 58,9 км;
2011 год - 57,63 км;
2012 год - 57,2 км;
2013 год - 44,8 км;

Введение в действие локальных водопроводов:
2009 год - 16,2 км;
2010 год - 30,01 км;
2011 год - 33,79 км;
2012 год - 31,6 км;
2013 год - 30,9 км;

Количество пилотных проектов комплексной компактной застройки:
2013 год - 1 ед.



1. Характеристика проблемы, анализ причин
ее возникновения и необходимость ее решения
на региональном уровне программно-целевым методом


Для решения задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2008 - 2013 годы требуется принятие мер по повышению уровня и качества жизни на селе, привлечение специалистов и квалифицированных рабочих в сельскохозяйственное производство и другие отрасли экономики села.

На территории Брянской области располагается 27 сельских районов, 420 сельских администраций, 2699 сельских населенных пунктов. Около 52 процентов составляют малые населенные пункты с численностью от 1 до 50 человек, в которых проживает 6 процентов сельского населения.

Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 35 процентов сельского жилого фонда, центральным отоплением - 21 процент, канализацией - 27 процентов, горячим водоснабжением - 17 процентов.

Здравоохранение. Ухудшение социально-экономических условий в стране существенным образом отразилось на состоянии здравоохранения в сельской местности. Среди неблагоприятных факторов обращают на себя внимание низкий уровень финансирования, прогрессирующее ухудшение материально-технической базы, отсутствие транспорта, кадровые проблемы и сопряженное с этим снижение доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. В этих условиях наблюдается нарастающая тенденция ухудшения медико-демографических показателей, смертность сельского населения в 1,5 раза превышает смертность городского населения.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. За прошедшее десятилетие значительно сократилась сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, снизился уровень охвата сельского населения области занятиями физической культурой и спортом. Увеличилось число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Образование. В сельской местности функционируют 608 общеобразовательных школ, в которых обучаются 55924 учащихся. Из общего числа - 517 школ основного и общего среднего образования, в которых обучаются 54660 учащихся. В две смены работают 63 общеобразовательные школы, где занимаются 3027 учащихся (5,4 процента). 18010 учащихся обучаются в 360 малокомплектных школах. Только 349 школьных зданий являются типовыми, более 200 общеобразовательных учреждений не имеют спортивных и актовых залов, столовых, отсутствуют водопровод и канализация. 30 процентов школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте.

Культурно-досуговая деятельность. За последнее десятилетие значительно сократилось количество функционирующих клубов и домов культуры. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.

Значительная часть клубных учреждений (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требует капитального ремонта или находится в ветхом или аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Значительно сокращены финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.

Торгово-бытовое обслуживание. В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 45 процентов. В общественном питании осталось менее половины предприятий от уровня 1990 года.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.

Система электрификации села. К началу 2002 года значительная часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий и в муниципальной собственности, отработала свой нормативный срок и требует замены.

Газификация села. Несмотря на то, что в последние годы темпы строительства разводящих газовых сетей на селе значительно возросли, уровень газификации природным газом жилья на селе значительно ниже городского и составляет менее 50 процентов.

Водоснабжение. По данным инвентаризации 1991 - 1992 годов, в сельской местности находилось в эксплуатации 2999 артезианских скважин, 2817 водонапорных башен, 4805 км водопровода, 9275 шахтных колодцев. Амортизационный срок по скважинам в целом достиг 90 процентов, по водопроводным сетям - 80 процентов.

Телекоммуникационная связь. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В части малочисленных сельских поселений телефонная связь отсутствует, не развита таксофонная связь на селе.

Дорожное строительство. Значительное число сельских населенных пунктов численностью до 100 человек и большинство численностью до 50 человек не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в них отсутствует автобусное сообщение.

Необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы социального развития села обусловлена:

социально-экономическим значением проблемы, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;

межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.