В Брянской области имеется свыше четырех тысяч водных объектов, восемьсот гидротехнических сооружений, многие из которых имеют значительный износ, и требуют ремонта. В течение 2009-2011 годов за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, областного и муниципальных бюджетов) отремонтировано 11 гидротехнических сооружений.
Реализация мероприятий государственной программы позволит предотвратить возможный ущерб от негативного воздействия вод, а также вследствие аварий гидротехнических сооружений, обеспечить развитие и использование водных и минерально-сырьевых ресурсов.
На территории Брянской области, практически в каждом районе осуществляют свою деятельность дорожные, жилищно-коммунальные и строительные службы, которые имеют производственную базу. Для обеспечения своей деятельности вышеуказанным службам требуются строительные пески и песчано-гравийные смеси. Имеющиеся запасы этих полезных ископаемых, из-за их неравномерного распределения на территории области, не обеспечивают потребности служб.
В последнее время значительно возрос спрос на глинистое сырье для производства керамического кирпича. Числящиеся на государственном балансе запасов месторождения глинистого сырья не покрывают спрос из-за незначительных объемов.
В период 2009-2011 годов за счет средств областного бюджета разведано 3 месторождения строительных песков и утверждены запасы в объеме 897,78 тыс. м(3).
В настоящее время в Брянской области остаются нерешенными проблемы загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха от сбросов и выбросов промышленных предприятий, растущего объема отходов производства и потребления, деградации почв и растительного покрова. Растет число несанкционированных свалок в городах и населенных пунктах, в лесной и сельской местности, увеличивается замусоренность всех категорий земель.
Состояние санкционированных свалок и полигонов, их обустройство, технология эксплуатации не соответствуют требованиям природоохранных норм и правил. Обязательные технологические операции (уплотнение отходов, послойная засыпка грунтом) осуществляются от случая к случаю, контроль качественного состава отходов не ведется.
Программой запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 6 полигонов ТБО.
Низкая эффективность имеющихся очистных сооружений отрицательно сказывается на состоянии рек. В частности, неудовлетворительно работают централизованные биологические очистные сооружения, где большую часть составляют промышленные сточные воды, поступающие без предварительного очищения на локальные очистные сооружения предприятий.
Наблюдается тенденция ухудшения качества исходной воды. На артезианских водозаборах повышается содержание железа и традиционно применяемые технологии обработки воды не всегда обеспечивают очистку до нормативных показателей. В связи с этим требуется реконструкция старых и строительство новых станций обезжелезивания с внедрением новых технологий и способов очистки.
По состоянию на 1 января 2011 года на территории области насчитывается около 512 тонн непригодных к применению ядохимикатов, относящихся к различным классам опасности. Хранение их осуществлялось в 112-ти местах, которые расположены в 20 районах области. Состояние большинства мест хранения характеризуется как неудовлетворительное. Способы и условия хранения запрещенных и непригодных к применению ядохимикатов не соответствуют требованиям действующего законодательства: емкости, в которых осуществляется хранение препаратов, негерметичны, зачастую ядохимикаты хранятся россыпью, в поврежденной таре; помещения, используемые для размещения препаратов, требуют проведения ремонтных работ. Все это повышает экологическую опасность объектов размещения опасных отходов. По-прежнему, значительное количество обезличенных ядохимикатов хранится под открытым небом.
В рамках долгосрочной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Брянской области" (2008-2010 годы) осуществлен сбор, транспортировка и утилизация 308,2 тонны пришедших в негодность ядохимикатов с территорий 22 муниципальных образований Брянской области на общую сумму 10 268,9 тыс. рублей.
В 2010 году комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области совместно с Росельхознадзором по Брянской и Смоленской областям провели инвентаризацию обезличенных ядохимикатов в муниципальных образованиях Брянской области. В 2011 году вывезено 311,320 тонн ядохимикатов, в 2012 - 299,7 тонн, в 2013 году вывезено 276,1 тонн, и планируется вывоз оставшихся ядохимикатов из 2 районов области в объеме 112,6 т.
Результаты контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны и использования объектов животного мира (прежде всего охотничьих ресурсов) за период с 2008 по 2010 год показывают, что в среднем за год специалистами выявляется около 350 административных правонарушений в указанной сфере, совершенных физическими лицами, а также около 10 нарушений, содержащих состав уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации. При проведении рейдов в охотничьих угодьях Брянской области ежегодно у граждан изымается до 30 орудий охоты, треть которых составляют охотничьи ружья, большая часть из них не зарегистрирована в органах МВД.
Дополнительно в ходе рейдов специалистами управления фиксируются также нарушения правил рыболовства, совершаемые гражданами на водных объектах области. Ежегодно таких нарушений выявляется не менее 100 - 200, сообщения о выявленных фактах направляются для рассмотрения по подведомственности.
Большую проблему создает незаконный отстрел охотничьих животных, в первую очередь - диких копытных. Ежегодно выявляется до 12 фактов нелегальной добычи таких животных. По результатам рассмотрения административных дел ежегодно в среднем на нарушителей накладывается административных штрафов на сумму 350,0 тыс. рублей, из которых взыскивается 70 %.
Одной из причин такой ситуации является достаточно неоднородная структура охотничьей отрасли Брянской области. Общая площадь охотничьих угодий области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 3136,1 тыс. га (90,6 % площади всей области). 2825,9 тыс. га (90,1 % охотугодий) предоставлено охотпользователям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для осуществления долгосрочного пользования охотничьими ресурсами. На указанной территории штатные работники охотпользователей должны обеспечивать проведение мероприятий по охране охотничьих животных. В связи с отсутствием у них полномочий по применению мер административного воздействия, а также небольшим количеством работников, имеющих специальное образование по направлению основной деятельности, мероприятия по пресечению нарушений законодательства в сфере охоты на всей территории охотничьих угодий области вынуждены проводить специалисты, что не позволяет значительно повысить эффективность этой работы.
Для анализа состояния охотничьей фауны ежегодно организуется проведение мероприятий по учету основных видов охотничьих животных в масштабах области, а также контролируется проведение учетных мероприятий внутри охотничьих хозяйств. Результаты учета вносятся в государственный охотхозяйственный реестр. Согласно имеющимся в управлении данным за последние годы отмечается положительная динамика изменения численности многих видов охотничьих животных, что свидетельствует о положительном эффекте принимаемых мер по охране и воспроизводству животных.
Важной составляющей деятельности по охране и использованию охотничьих ресурсов является мониторинг физического состояния животных, добываемых в процессе охоты. Принимая во внимание складывающуюся в Российской Федерации ситуацию с наиболее опасными для человека и домашних животных заболеваниями, распространяющимися, в том числе и среди диких животных (трихинеллез, африканская чума свиней, грипп птиц, бешенство), всё более тщательное внимание уделяется лабораторным исследованиям проб добытых животных, что также требует дополнительных усилий со стороны управления в организации таких мероприятий.
В связи с тем, что 310,12 тыс. га охотничьих угодий области относятся к категории общедоступных, то есть, не предоставлены в долгосрочное пользование, обязанности по проведению всего комплекса мероприятий по воспроизводству охотничьих животных (прежде всего - биотехнических) относятся к компетенции управления. То же касается проведения таких мероприятий в заказниках регионального значения, созданных в целях воспроизводства охотничьей фауны. В связи с тем, что практически полностью отсутствуют аншлаги, а также биотехнические сооружения на этих территориях, утраченные после ликвидации облохотуправления в 2005 году, требуются значительные объемы финансирования на проведение таких мероприятий.
В связи со значительными изменениями законодательства в сфере охраны и регулирования использования охотничьих ресурсов в 2010 году существенно изменился порядок выдачи разрешительных документов на добычу охотничьих животных. Обязательная выдача каждому охотнику разрешения на добычу охотничьих ресурсов (отдельно по каждому виду) привела к значительному увеличению затрат на изготовление бланков этих документов. В то же время за счет введения дополнительных платежей (госпошлина) увеличился приток денежных средств в федеральный бюджет.
Таким образом, ситуация в Брянской области в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов требует планового подхода к реализации поставленных стратегических и технических задач с применением системы контроля за внедрением и реализацией поставленных целей и задач.
Значения показателей (индикаторов), характеризующих текущее состояние в сфере деятельности департамента природных ресурсов и экологии, приведены в таблице N 1.
N п/п | Наименование индикатора | Ед. изм. | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | Ввод в эксплуатацию полигонов ТБО | шт. | 3 | 0 | 2 |
2 | Объем очищенных сточных вод | тыс. м3 | - | - | - |
3 | Количество утилизированных ртутьсодержащих приборов от учреждений Брянской области | шт. | 8779 | 9146 | 8285 |
4 | Сбор, транспортировка и утилизация ядохимикатов | тн | 79,45 | 116,7 | 311,32 |
5 | Объем разведанных и утвержденных запасов общераспространенных полезных ископаемых | млн. м3 | 0,898 | - | - |
6 | Издание книг природоохранной тематики | ед. | 400 | 400 | 1400 |
7 | Поступление в бюджет доходов от лицензирования черных и цветных металлов | тыс. руб. | 173,5 | 125,0 | 125,0 |
8 | Поступление в бюджет доходов от лицензирования выбросов в атмосферу загрязняющих веществ | тыс. руб. | 172,0 | 150,0 | 150,0 |
9 | Поступление в бюджет доходов от оплаты за проведение государственной экспертизы запасов | тыс. руб. | 298,7 | 200,0 | 200,0 |
10 | Поступление в бюджет доходов от проведения аукционов по недропользованию | тыс. руб. | 2890,6 | 1000,0 | 1000,0 |
11 | Поступление в бюджет доходов от штрафов за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды | тыс. руб. | 346,4 | 450,0 | 450,0 |
12 | Количество созданных и обработанных кормовых полей на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которых установлены ограничения на охоте |
| 10 | 10 | 10 |
13 | Количество созданных и обработанных кормовых полей на территориях общедоступных охотничьих угодий |
| 40 | 40 | 40 |
14 | Динамика численности охотничьих ресурсов к предыдущему отчетному периоду в % | - | уменьшение на 5,7 % | уменьшение на 13 % | |
15 | Доля охотничьих хозяйств, охваченных внутрихозяйственным охотоустройством | % | 45 | 50 | 50 |
16 | Доля заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства | - | - | в 2011 году впервые заключались договоры (заключено 14 договоров) | |
17 | Эффективное выполнение плана мероприятий государственной программы | % | 100 | 100 | 100 |