Недействующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы

1. Анализ состояния и развития торговой отрасли

Потребительский рынок Брянской области функционирует как крупная составная часть единого экономического комплекса области. Его главная задача - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех социальных групп населения области.

Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в области. Быстрому развитию потребительского рынка способствовали стабилизация экономического положения в регионе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Сфера торговли является одним из основных налогоплательщиков, ее доля в налоговых платежах в 2010 году составила 17 %. Занято в сфере торговли 128 тыс. человек, или 21 процент от общей численности работников, занятых в экономике области.

В секторе торговли работают около 3500 малых предприятий, что составляет 52 % от общего количества предприятий торговли, где трудятся 21 тыс. человек. Более 16 % товарооборота приходится на долю малого бизнеса.

На протяжении последних лет в развитии потребительского рынка сохраняются положительные тенденции:

доля товаров местного производства в ассортиментном перечне товаров продовольственного сегмента сохраняется на уровне 30 - 35 %, а по отдельным видам (молоко и молокопродукты, мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия) - до 90 %;

наблюдается активное расширение сети супермаркетов и торговых центров, предприятий общественного питания с современным уровнем сервиса;

преобразуется рыночная торговля. Поэтапно рынки переходят в капитальные строения;

упорядочивается деятельность объектов мелкорозничной торговой сети.

Ежегодно количество предприятий торговли увеличивается в среднем на 150 магазинов разных форматов. По состоянию на 1 января 2011 года в области насчитывалось 6770 предприятий торговли, функционируют 49 розничных рынков на 16,3 тыс. мест, 31 ярмарка (с крытыми павильонами) на 4,3 тыс. мест.

В 2010 году торговые площади увеличились на 25,7 тыс. кв. метров, что позволило дополнительно создать более 2 тыс. рабочих мест. Торговля является одной из наиболее инвестиционно привлекаемых отраслей. В 2010 году инвестиции в основной капитал превысили 1 млрд. рублей, при этом большая доля инвестиций вкладывается брянскими организациями, предпринимателями.

До 2013 года норматив минимальной обеспеченности населения торговыми площадями по Брянской области должен достичь 453 кв. метра на 1 тыс. жителей, но уже сейчас по г. Брянску этот норматив превышен и составляет 663 кв. метра, по области - 449 кв. метров.

В 2010 году в области продано через розничную торговую сеть товаров более чем на 110 млрд. рублей, что выше уровня аналогичного периода 2009 года на 9,3 % (в сопоставимых ценах). По Центральному федеральному округу в 2010 году темп роста розничного товарооборота составил 107,3 %, по России в целом - 106,3 %.

В сфере торговли постоянно растет доля предприятий торговли, отвечающих современным требованиям по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию.

Всего по методу самообслуживания работают 822 магазина, в том числе 362 по продаже продовольственных товаров, из них в сельской местности - 143.

Динамика отдельных показателей сферы торговли и услуг в 2006 - 2010 годах:

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темп роста оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах (%)

116,3

118,8

115,5

98,8

109,3

Продажа товаров на душу населения (рублей)

36811

48265

64713

72375

86568

Количество предприятий торговли

5940

6218

6537

6623

6774

Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей, кв. м

320

350

383

427

449


В последние годы происходят изменения в структуре розничного товарооборота.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Удельный вес продажи в общем товарообороте (%):

 продовольственных товаров

 непродовольственных товаров



46,8
53,2



46,8
53,2



49,4
50,6



52,4
47,6



52,9
47,1


В соотношении продовольственных и непродовольственных товаров в докризисном периоде характерно увеличение доли продаж непродовольственных товаров, но кризис изменил эту тенденцию и соотношение между группами товаров вернулось на уровень 2000 - 2005 годов. Одним из последствий финансового кризиса стало замедление прироста продаж непродовольственных товаров. В настоящее время доля продаж непродовольственных товаров составляет 47,8 %.

Важная роль в сфере торговли отводится потребительской кооперации. В системе имеется 1046 магазинов, в том числе 736, или 70 % от общего числа, расположены в сельской местности.

Значительная работа проводится по реконструкции, модернизации и вводу новых объектов. В 2010 году на эти цели было направлено более 70 млн. рублей, в первом полугодии 2011 года - более 20 млн. рублей. По методу самообслуживания работают 223 магазина, из них 138 - в сельской местности. Потребительская кооперация обслуживает до 60 % сельского населения. Практически каждый магазин, расположенный на селе, осуществляет закуп излишков сельхозпродукции у населения. В 2010 году закуп сельхозпродукции и сырья составил 276 млн. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 123 %.

Вместе с тем потребительская кооперация имеет специфику, большинство торговых предприятий находятся на значительном расстоянии от оптовых баз, предприятий перерабатывающей промышленности. Отдельные торговые предприятия убыточны, так как расположены в населенных пунктах с численностью менее 100 человек.