Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Брянской области"... (с изменениями на 7 октября 2013 года)

1. Характеристика текущего состояния топливно-энергетического
комплекса, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
Брянской области

Для Брянской области проблема внедрения энергоэффективных технологий и энергосбережения приобретает особую актуальность, поскольку 98,7% потребляемых энергоресурсов ввозится и транспортируется из других регионов и всего лишь 1,3% приходится на местные виды топлива: торф и дрова.

В потреблении топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) по отраслям экономики региона преобладают 2 сектора:

промышленность, на долю которой приходится 46% ТЭР;

жилищно-коммунальное хозяйство - 39%.

Из других отраслей экономики региона выделяются:

транспорт и сельское хозяйство (по 4% топливных ресурсов);

здравоохранение, образование и культура (в совокупности около 4% топливных ресурсов).

Необходимо отметить, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который по разным оценкам составляет более 35 - 40% от уровня потребления энергии. Поэтому повышение энергоэффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста. Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. В свою очередь, энергоемкость валового регионального продукта Брянской области превышает энергоемкость ВВП Российской Федерации на 5%, а электроемкость, соответственно, почти на 10%.

Высокая энергоемкость и электроемкость ВВП Брянской области связана прежде всего с особенностями в структуре экономики и промышленности. В Брянской области высока доля энергоемких отраслей: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, промышленность стройматериалов, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность. Поэтому на производство каждой тысячи рублей валовой добавленной стоимости в 2007 году Брянская область израсходовала 36,7 кг условного топлива (у.т.) и 38,21 кВтч электроэнергии, в то время как в целом по Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 35,0 кг у.т. и 34,6 кВтч.

Расчеты показывают, что суммарный технический потенциал повышения эффективности по всем видам энергии, который может быть использован в ближайшие 5 лет, составляет 20% от объема потребления энергоресурсов в 2007 году, а к 2020 году эта цифра может достигнуть 40%.

Высокая энергоемкость экономики Брянской области ведет к торможению выхода из кризиса и восстановления экономического роста, негативно влияет на конкурентоспособность промышленной продукции на отечественном и зарубежных рынках, провоцирует инфляцию, способствует росту нагрузки коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты, доходы населения, снижает энергетическую и экологическую безопасность региона. Поэтому повышение энергетической и экологической эффективности экономики и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития на период до 2020 года.

Проблема состояния жилищного фонда является источником целого ряда отрицательных социальных тенденций. В результате несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жителям не обеспечивается комфортное проживание, граждане не могут получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, а аварийное жилье создает угрозу их жизни и здоровью. Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность региона.

По состоянию на 1 июля 2007 года в Брянской области более 86,6 тыс. кв. м жилья было признано аварийным и 5863,7 тыс. кв. м нуждалось в проведении капитального ремонта. При этом в аварийном жилищном фонде проживало 5464 человека (0,41%).

Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и выделение финансовой поддержки из федерального бюджета позволило кардинально увеличить финансирование мероприятий, направленных на улучшение состояния жилищного фонда.

В 2008 - 2011 годах в Брянской области ежегодно реализовывались региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилого фонда с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

За указанный период в региональные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда были включены 1465 непригодных для проживания квартир общей площадью свыше 52,07 тыс. кв. м, что позволило улучшить свои жилищные условия 3,585 тыс. человек. Финансирование мероприятий составило более 1,43 млрд. рублей.

В региональные адресные программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов были включены 828 многоквартирных домов общей площадью 1251,2 тыс. кв. метров. Финансирование мероприятий составило более 2,05 млрд. рублей.

Однако процесс старения жилищного фонда не позволяет решить проблему в полном объеме. Согласно данным проведенного мониторинга к 1 января 2012 года размер аварийного жилого фонда будет составлять не менее 63,9 тыс. кв. м, а число граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, - 3888 человек (0,3%).

В связи с этим необходимо сохранить достигнутые за 2008 - 2011 годы темпы обновления жилищного фонда.

В настоящее время износ основных фондов водоснабжения в Брянской области составляет более 60%, в аварийном и предаварийном состоянии находится 20,4% водопроводных сетей, общая протяженность которых в целом по области составляет около 6000,0 тыс. км, требует замены более 1800,0 тыс. км, проложенных более 30 - 40 лет назад и отслуживших нормативный срок, что не позволяет обеспечить бесперебойную подачу воды и требуемый уровень ее качества.

На территории области насчитывается 96 очистных сооружений механической и биологической очистки. Подавляющее большинство их имеет большой срок эксплуатации, не отвечает современным требованиям экологической безопасности, не обеспечивает должной очистки сточных вод. В пяти районных центрах очистные сооружения вообще отсутствуют, что приводит к сбросу в водные объекты неочищенных до нормативных требований сточных вод. В результате многие водоемы становятся непригодными для питьевого и сельскохозяйственного водоснабжения, рыбохозяйственных и культурно-бытовых целей.

Все это привело к тому, что питьевая вода для значительного числа населения Брянской области не отвечает установленным нормативам безопасности и не подается в требуемом количестве. На сегодняшний день 1149 населенных пунктов области вообще не имеют систем водоснабжения, что негативно отражается на водно-питьевом балансе территорий и усугубляет ситуацию с качеством воды.

В настоящее время решение проблем водоснабжения и водоотведения осуществляется в рамках реализации государственных программ Брянской области:

"Строительство и архитектура в Брянской области" (2012-2015 годы);

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2012 -2015 годы).

Несмотря на достигнутые положительные результаты, некоторые проблемы развития системы водоснабжения и водоотведения в Брянской области остаются нерешенными. К ним, в частности, относятся:

высокая доля водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене;

отсутствие очистных сооружений, отвечающих современным требованиям;