Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю.
Плановая проверка организуется на основании годового плана проведения проверок по осуществлению государственного контроля в жилищной сфере, утвержденного руководителем инспекции, доведенного до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - инспекция) в сети Интернет либо иным доступным способом. Плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся не чаще, чем раз в три года.
Внеплановая проверка проводится в случае:
нарушения прав потребителей (обращений граждан, права которых нарушены);
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся только после получения согласования органов прокуратуры.
Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями приказа Генпрокуратуры России от 27 марта 2009 года N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Плановые и внеплановые мероприятия по государственному контролю за содержанием жилищного фонда на территории Брянской области осуществляются на основании распоряжения начальника инспекции или его заместителя.
Динамика отдельных показателей в сфере государственного контроля за эксплуатацией жилищного фонда в 2010-2011 годах представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика целевых индикаторов (показателей) государственной программы за 2010-2011 годы
Наименование целевого индикатора (показателя), единица измерения | 2010 год | 2011 год | ||
план | факт | план | факт | |
Доля площади обследованных многоквартирных жилых домов в результате проведения плановых, внеплановых проверок к общей площади многоквартирного жилищного фонда области | не менее 15,6 % | 17,1 % | не менее 15,6 % | 23,2 % |
Доля исполненных в отчетном периоде предписаний об устранении нарушений от общего количества предписаний, которые должны быть исполнены в отчетном периоде | не менее 85,0 % | 85,6 % | не менее 85,0 % | 86,2 % |
С вступлением в силу с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации во многом изменились правовые отношения в жилищной сфере.
В настоящее время для механизма приведения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем будут приняты другие подзаконные акты на уровне Правительства Российской Федерации. Применение некоторых статей указанного кодекса во многом решит вопросы урегулирования отношений между гражданами и надзорными органами. Данные нововведения помогут урегулировать работу инспекции.
Инспекцией за период вступления в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с 1 июля 2002 года по 31 декабря 2010 года рассмотрено 120632 дела об административных правонарушениях в сфере пользования жилыми помещениями. В результате за девять лет выдано 15158 предупреждений и 5474 постановления о наложении административных штрафов на граждан и юридических лиц в сумме 10147,2 тыс. рублей, в том числе:
Год | Количество | Количество | Сумма штрафов |
2002 | 458 | 106 | 174,2 |
2003 | 1246 | 253 | 373,0 |
2004 | 2579 | 529 | 859,5 |
2005 | 3273 | 986 | 1705,0 |
2006 | 2919 | 660 | 1225,7 |
2007 | 1363 | 364 | 721,5 |
2008 | 992 | 581 | 1228,2 |
2009 | 1494 | 1133 | 2151,1 |
2010 | 834 | 862 | 1700,0 |
Итого | 15158 | 5474 | 10147,2 |
В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафные санкции за нарушение жилищного законодательства зачисляются по месту расположения инспекции в бюджет города Брянска. Просматривается необходимость внесения предложений об изменении зачисления штрафных санкций по месту расположения стороны, допустившей нарушение, что приведет к перераспределению поступающих в бюджет прочих доходов и созданию потенциала для будущего развития региона.