Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие и регулирование потребительского рынка Брянской области" (2012 - 2015 годы) (с изменениями на 28 октября 2013 года)

1. Характеристика текущего состояния потребительского рынка
Брянской области

Потребительский рынок области функционирует как составная часть экономики региона.

Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в области. Быстрому развитию потребительского рынка способствовали стабилизация экономического положения в регионе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Сфера торговли является одним из основных налогоплательщиков, ее доля в налоговых платежах в 2010 году составила 17 %. Численность занятых в сфере торговли - 107 тыс. человек, или 21 % от общей численности работников, занятых в экономике области.

В 2010 году в области продано через розничную торговую сеть товаров более чем на 108 млрд. рублей, что выше уровня 2009 года на 7,3 % (в сопоставимых ценах). По Центральному федеральному округу в 2010 году темп роста розничного товарооборота составил 107,0 %, по России в целом - 104,4 %.

Ежегодно количество предприятий торговли увеличивается в среднем на 150 магазинов разных форматов. По состоянию на начало 2011 года в области насчитывалось 6770 предприятий торговли, функционировало 49 розничных рынков на 16,2 тыс. мест, 1667 предприятий общественного питания, 1761 - бытового обслуживания.

В 2010 году торговые площади увеличились на 25,7 тыс. кв. м, что позволило дополнительно создать более 2000 рабочих мест.

Динамика отдельных показателей сферы торговли и услуг в 2006 - 2010 годах:

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темп роста оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах, %

113,5

115,6

115,5

97,4

107,3

Продажа товаров на душу населения, рублей

35549

46042

64817

70879

83957

Количество предприятий торговли, единиц

5940

6218

6537

6623

6774

Количество предприятий общественного питания, единиц

1511

1513

1605

1634

1667

Количество предприятий бытового обслуживания, единиц

1319

1366

1058

1580

1761


Важную роль в сфере товарного обращения играет оптовая торговля, являющаяся связующим звеном между производителем и покупателем.

В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли составил более 99 млрд. рублей, что на 23 % больше, чем в 2009 году.

На начало 2011 года оптовой торговлей занимались 700 оптово-посреднических предприятий, из них 330 осуществляли поставку продовольственных товаров.

Несмотря на высокие темпы развития потребительского рынка, существуют определенные проблемы по торговому обслуживанию жителей труднодоступных и малочисленных населенных пунктов.

По состоянию на 1 января 2011 года в области насчитывалось 1256 малочисленных населенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, с численностью 34,5 тыс. человек, из них 70 % населенных пунктов, где проживает от 1 до 30 человек.

За последние 5 лет в сельских населенных пунктах области закрыто 409 убыточных предприятий розничной торговли, в том числе по годам:

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Количество закрытых магазинов

86

82

87

69

85


Торговое обслуживание населения осуществляется посредством выездной торговли. В целях улучшения торгового обслуживания этой категории населения муниципальными образованиями согласованы графики выездной торговли по каждому населенному пункту с указанием исполнителей услуг и периодичности завоза товаров. Время и дни завоза товаров согласованы с населением. В каждом районе разработаны мероприятия, направленные на улучшение торгового обслуживания населения.

Многие главы муниципальных образований принимают дополнительные меры по снабжению жителей отдаленных населенных пунктов. В Мглинском, Севском, Жирятинском, Карачевском, Комаричском, Погарском районах области приняты меры по привлечению владельцев гужевого транспорта в период бездорожья. В Рогнединском районе администрация района продала ПО "Рогнединское" по льготной (остаточной) цене автомобиль для обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов.

Однако проблемы в этом направлении остаются, особенно в период бездорожья. В связи с этим заблаговременно с начала года специалисты управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (далее - управление) проводят анализ организации выездной торговли в районах.

В 2010 году индекс потребительских цен на товары и услуги составил 110,6 %, что соответствует уровню 2009 года.

В порядке оперативного анализа ценовой ситуации управлением осуществляется мониторинг розничных цен на основные социально значимые продовольственные товары в разрезе городов и районов области, в том числе по крупным оптовым предприятиям.

Постановлением администрации области от 7 сентября 2010 года N 739 "О создании совета по контролю за правомерностью установления цен на отдельные социально значимые продовольственные товары и неотложным мерам по стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке области" предприятиям торговли независимо от форм собственности рекомендовано ограничить уровень торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары до 10 % в городской местности и 15 % на селе.

Практически в каждом районе созданы аналогичные советы по контролю за правомерностью установления цен.

В целях стимулирования деловой активности субъектов торговой деятельности и обеспечения взаимодействия между предприятиями сферы торговли и отечественными товаропроизводителями в 2010 году управление принимало участие в организации 21 ярмарки, выставки продаж, покупательской конференции по продаже и реализации товаров местных товаропроизводителей. Ежегодно управление организует торговое обслуживание областных и городских праздничных мероприятий, в том числе на Свенской ярмарке, Международном фестивале славянских народов "Славянское единство" в Климовском районе, в селе Овстуг на празднике тютчевской поэзии, празднике Бояна в Трубчевске и других.