Потребительский рынок области функционирует как составная часть экономики региона.
Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в области. Быстрому развитию потребительского рынка способствовали стабилизация экономического положения в регионе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Сфера торговли является одним из основных налогоплательщиков, ее доля в налоговых платежах в 2010 году составила 17 %. Численность занятых в сфере торговли - 107 тыс. человек, или 21 % от общей численности работников, занятых в экономике области.
В 2010 году в области продано через розничную торговую сеть товаров более чем на 108 млрд. рублей, что выше уровня 2009 года на 7,3 % (в сопоставимых ценах). По Центральному федеральному округу в 2010 году темп роста розничного товарооборота составил 107,0 %, по России в целом - 104,4 %.
Ежегодно количество предприятий торговли увеличивается в среднем на 150 магазинов разных форматов. По состоянию на начало 2011 года в области насчитывалось 6770 предприятий торговли, функционировало 49 розничных рынков на 16,2 тыс. мест, 1667 предприятий общественного питания, 1761 - бытового обслуживания.
В 2010 году торговые площади увеличились на 25,7 тыс. кв. м, что позволило дополнительно создать более 2000 рабочих мест.
Динамика отдельных показателей сферы торговли и услуг в 2006 - 2010 годах:
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Темп роста оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах, % | 113,5 | 115,6 | 115,5 | 97,4 | 107,3 |
Продажа товаров на душу населения, рублей | 35549 | 46042 | 64817 | 70879 | 83957 |
Количество предприятий торговли, единиц | 5940 | 6218 | 6537 | 6623 | 6774 |
Количество предприятий общественного питания, единиц | 1511 | 1513 | 1605 | 1634 | 1667 |
Количество предприятий бытового обслуживания, единиц | 1319 | 1366 | 1058 | 1580 | 1761 |
Важную роль в сфере товарного обращения играет оптовая торговля, являющаяся связующим звеном между производителем и покупателем.
В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли составил более 99 млрд. рублей, что на 23 % больше, чем в 2009 году.
На начало 2011 года оптовой торговлей занимались 700 оптово-посреднических предприятий, из них 330 осуществляли поставку продовольственных товаров.
Несмотря на высокие темпы развития потребительского рынка, существуют определенные проблемы по торговому обслуживанию жителей труднодоступных и малочисленных населенных пунктов.
По состоянию на 1 января 2011 года в области насчитывалось 1256 малочисленных населенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, с численностью 34,5 тыс. человек, из них 70 % населенных пунктов, где проживает от 1 до 30 человек.
За последние 5 лет в сельских населенных пунктах области закрыто 409 убыточных предприятий розничной торговли, в том числе по годам:
Годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество закрытых магазинов | 86 | 82 | 87 | 69 | 85 |
Торговое обслуживание населения осуществляется посредством выездной торговли. В целях улучшения торгового обслуживания этой категории населения муниципальными образованиями согласованы графики выездной торговли по каждому населенному пункту с указанием исполнителей услуг и периодичности завоза товаров. Время и дни завоза товаров согласованы с населением. В каждом районе разработаны мероприятия, направленные на улучшение торгового обслуживания населения.
Многие главы муниципальных образований принимают дополнительные меры по снабжению жителей отдаленных населенных пунктов. В Мглинском, Севском, Жирятинском, Карачевском, Комаричском, Погарском районах области приняты меры по привлечению владельцев гужевого транспорта в период бездорожья. В Рогнединском районе администрация района продала ПО "Рогнединское" по льготной (остаточной) цене автомобиль для обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов.
Однако проблемы в этом направлении остаются, особенно в период бездорожья. В связи с этим заблаговременно с начала года специалисты управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (далее - управление) проводят анализ организации выездной торговли в районах.
В 2010 году индекс потребительских цен на товары и услуги составил 110,6 %, что соответствует уровню 2009 года.
В порядке оперативного анализа ценовой ситуации управлением осуществляется мониторинг розничных цен на основные социально значимые продовольственные товары в разрезе городов и районов области, в том числе по крупным оптовым предприятиям.
Постановлением администрации области от 7 сентября 2010 года N 739 "О создании совета по контролю за правомерностью установления цен на отдельные социально значимые продовольственные товары и неотложным мерам по стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке области" предприятиям торговли независимо от форм собственности рекомендовано ограничить уровень торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары до 10 % в городской местности и 15 % на селе.
Практически в каждом районе созданы аналогичные советы по контролю за правомерностью установления цен.
В целях стимулирования деловой активности субъектов торговой деятельности и обеспечения взаимодействия между предприятиями сферы торговли и отечественными товаропроизводителями в 2010 году управление принимало участие в организации 21 ярмарки, выставки продаж, покупательской конференции по продаже и реализации товаров местных товаропроизводителей. Ежегодно управление организует торговое обслуживание областных и городских праздничных мероприятий, в том числе на Свенской ярмарке, Международном фестивале славянских народов "Славянское единство" в Климовском районе, в селе Овстуг на празднике тютчевской поэзии, празднике Бояна в Трубчевске и других.