1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
В настоящее время в отвалах и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80 млрд. тонн отходов. Точные данные об образовании, утилизации и размещении отходов производства и потребления за последние годы отсутствуют. Отсутствует порядок статистического и оперативного учета в области обращения с отходами и вторичными ресурсами, в том числе с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Отходы производства и потребления складируют и захоранивают в несанкционированных местах, нередко в водоохранных зонах, охранной зоне магистральных трубопроводов, санитарных зонах скважин питьевого водоснабжения. Объемы размещения токсичных отходов на несанкционированных свалках постоянно растут.
Действующее российское законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами не отвечает новым экономическим условиям, современным научным представлениям о рациональном использовании сырьевых и материальных ресурсов, не обеспечивает эффективного учета образования и утилизации отходов, использования вторичных ресурсов.
Основными нерешенными проблемами в области обращения с отходами остаются:
отсутствие государственной стратегии в области обращения с отходами, включая предотвращение образования отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот;
отсутствие эффективного учета и контроля образующихся отходов и вторичных ресурсов;
децентрализация ответственности за решение проблем, связанных с обращением с отходами, и передача её на уровень местного самоуправления, резко обострившая экологическую ситуацию;
отсутствие комплексного подхода к решению вопросов, связанных с использованием вторичного сырья и его вовлечением в хозяйственный оборот, включая экономическое стимулирование этих видов деятельности;
отсутствие учета экологического фактора при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусматривающего применение международного принципа ответственности производителя за весь жизненный цикл продукции;
громоздкость системы государственного нормирования в части утверждения норм накопления отходов.
Решение указанных проблем возможно при цивилизованном формировании отходоперерабатывающей индустрии. В настоящее время обращение с отходами и их утилизацию следует рассматривать как самостоятельную отрасль российской экономики, находящуюся в тесной взаимосвязи со всеми другими отраслями промышленности. При этом следует принимать во внимание, что политика в области обращения с отходами производства должна формироваться в первую очередь в тех отраслях промышленности и народного хозяйства, где эти отходы образуются.
Твердые бытовые отходы (ТБО) нужно не уничтожать, а использовать. Нельзя подходить к проблеме ТБО как к борьбе с мусором, ставя задачу любой ценой избавиться от него и поскорее выбросить на свалку или сжечь. Это гигиенически нецелесообразно и экологически вредно. Кроме того, ТБО - это комплексное сырье, содержащее целый ряд ценных компонентов. Переработка отходов создает дополнительные рабочие места, а товары из вторсырья в конечном итоге оказываются дешевле за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора дает намного меньше выбросов в атмосферу, воду и почву, чем простое сжигание, и позволяет сохранить природные ресурсы на более длительный срок. С каждым годом в крупных городах количество выбрасываемого мусора увеличивается на 10 %. Под мусорные свалки в России отчуждено 0,8 млн. га земель. Изменяется морфология утилизируемого мусора. Мусор становится насыщеннее упаковочными материалами (ПЭТ-бутылка, картон, коробки). ТБО - это гетерогенная смесь сложного морфологического состава, которая содержит в себе до 80 % органических горючих фракций.
Основная проблема при захоронении ТБО - отрицательное воздействие на окружающую среду. При захоронении на полигонах в ТБО происходит процесс ферментации или гниения, в результате чего выделяются различные вредные вещества и газы. Отходы разносит ветром как в виде макроскопических частиц, так и в виде пыли. В результате выпадения атмосферных осадков (дождь, снег) на полигон попадает вода. Вода проходит сквозь складированные отходы, соединяется с фильтратом и попадает в водоемы, а потом и в организм человека через продукты или употребление воды. По итогам работы и анализа независимых экспертов в области охраны окружающей среды сделаны выводы, что фильтрат, "произведенный" ТБО, будет сохраняться достаточно долго. Программа по глубокой переработке твердых бытовых и промышленных отходов с получением электроэнергии направлена на создание пилотного проекта по решению острой экологической проблемы, применимого на территории России. Использование современных технологий позволяет перерабатывать мусор с извлечением сырья для вторичной переработки и получением энергии.
Вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья доказало свою экологическую и экономическую целесообразность. Многие страны на этом пути достигли впечатляющих успехов. По отдельным видам вторичного сырья, например, возврат бумажных отходов (макулатуры) в повторное производство доведен до 60 - 67 % (Дания, Швеция, Голландия), лома аккумуляторов - до 80 % (Япония), изношенных шин - до 90 % (во всех развитых странах мира) и т.д.
Повышенный интерес к использованию вторичного сырья в развитых странах мира определяется наряду с экономическими соображениями также и жестким экологическим законодательством в отношении переработки отходов производства и потребления. Все большую роль играют международные соглашения по охране природы, особенно в тех направлениях, которые координируют отношения по обращению с отходами.
Из общего состава отходов (учитывая уровень современной технологии, культуры обращения с ТБО в России и реальную востребованность рынком) целесообразен отбор стекла, жестяных банок, черного металла, картона качества МС-6, бумаги качества МС-11, ПЭТ-бутылок, текстиля, ПВД, полимерных отходов, мешков биг-бэги, аккумуляторов, алюминиевых банок, канистр из полимеров, пластмассовых изделий (ящики, столы, посуда, ведра и проч.), внутренней отделки бытовой техники (холодильники, телевизоры, компьютеры), мешков из-под муки, ПНД (смешанный).
По оценкам специалистов, учитывающих текущий уровень экономически оправданных технологий (в зависимости от размера фракций и затрат на их извлечение), отбору в качестве вторичного сырья подлежит не более 25 % от общей массы отходов.
На сегодняшний день в Брянской области имеется переработка ПЭТ-бутылок, бумаги, картона, стекла, отработанных масел, ртутьсодержащих ламп, лома черных металлов. Из данного вторсырья производятся товары народного потребления, имеющие спрос на всей территории Российской Федерации.
По данным отчетов, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в 2010 году на предприятиях области образовалось 995995,14 тонны отходов производства и потребления.
По классам опасности отходы распределены следующим образом: