В структуре жилищного фонда Брянской области особое место должно занять жилье, предоставляемое в найм на рыночных условиях.
Как показывает зарубежный опыт, развитие системы коммерческой аренды жилья, в том числе, когда арендодателем выступают муниципалитеты, является эффективным альтернативным способом решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан.
Найм жилья является одной из важных форм предоставления жилья населению, обеспечивающей мобильность рабочей силы, а также позволяющей гибко реагировать на изменение демографической структуры и доходов населения.
Необходимо изменить существующую в настоящее время ситуацию, когда рынок найма жилья преимущественно нелегален.
Брянская область граничит с двумя государствами и четырьмя областями РФ: на западе - с Республикой Беларусь (Гомельской и Могилевской областями), на юге - с Украиной (Черниговской и Сумской областями), на севере - с Калужской и Смоленской областями, на востоке - с Орловской и Курской областями. Это единственная область России на стыке трех великих славянских государств.
В 2009 году отмечен миграционный прирост населения области, который составил 0,8 тысяч человек. Положительное сальдо складывается за счет внешней миграции, которая компенсирует естественную убыль и миграционный отток населения. Данная тенденция сохранится в ближайшие 5 лет. Ежегодный миграционный прирост прогнозируется в объеме 1,1 - 1,5 тысяч человек. Кроме этого, в области ежегодно регистрируется около 100 тысяч иностранных граждан в режиме временного пребывания (до 90 суток).
За 2009 год по данным ведомственной статистики на территорию области въехало 61,7 тыс. иностранных граждан, что на 19,7 % больше, чем за 2008 год. Выехало из Брянской области 61045 иностранных граждан.
На миграционный учет поставлено 33,8 тыс. иностранных граждан, в т.ч.: по месту пребывания - 32 тыс. человек. Из общей численности иностранных граждан, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, более всего прибыло из Украины (11,8 тыс. чел., или 36,8 %), Беларуси (3,2 тыс. чел., или 10 %), Узбекистана (2,7 тыс. чел., или 8,3 %), Азербайджана (2,4 тыс. чел., или 7,3 %), Армении (1,8 тыс. чел., или 5,6 %), Таджикистана (0,8 тыс. чел., или 2,6 %).
В 2009 году иностранные граждане осуществляли трудовую деятельность в 30 муниципальных образованиях. Причем, наибольшее их количество - 575 чел. (38,2 %) в г.Брянске, а также Брянском - 140 чел. (9,3 %); Суражском - 133 чел. (8,8 %), Жирятинском - 9 6 чел. (6,4 %), Погарском - 71 чел. (4,7 %), Трубчевском - 44 чел. (2,9 %), Карачевском - 41 чел. (2,7 %), Жуковском - 37 чел. (2,5 %), Почепском - 34 чел. (2,3 %), Выгоничском - 31 чел. (2,1 %), Комаричском - 29 чел. (1,9 %) районах. В остальных муниципальных районах привлечение иностранной рабочей силы составило от 0,1 % до 1,4 %.
В настоящее время фактически отсутствуют участники рынка, профессионально занимающиеся предоставлением жилья в найм. При этом, деятельность по предоставлению жилья в найм является перспективным видом бизнеса, поскольку, помимо доходов от платы за найм, наймодатель может получать дополнительную прибыль от обслуживания арендного жилищного фонда и предоставления дополнительных услуг нанимателям.
В целях развития рынка арендного жилья на территории Брянской области для граждан, временно проживающих на территории Брянской области, либо не имеющих возможности приобретения собственного жилья, необходимо в 2011 году:
произвести оценку эффективности создания фонда арендного жилья как отдельного бизнеса;
определить условия его формирования и использования;
выйти с инициативой в ОАО "АИЖК" по разработке кредитного продукта "Арендное жилье";
определить возможности предоставления застройщикам долговременной рассрочки при уплате аукционной цены земельного участка, приобретаемого при строительстве жилья, для целей предоставления его в найм по регулируемым ценам. При этом принцип регулирования цены должен быть основан на стоимости найма в муниципальном жилищном фонде с учетом нормирования прибыли арендодателя. В случае изменения статуса жилого дома, например, в случае продажи квартир, аукционная цена земельного участка должна быть уплачена в полном размере в сроки, устанавливаемые по соглашению между застройщиком и муниципалитетом;
разработать нормативную правовую базу создания и использования фонда арендного жилья;
В 2012 - 2015 годы при участии частного бизнеса разработать механизмы строительства жилья для предоставления в наем гражданам отдельных категорий, нуждающихся в жилье, а также реализовать пилотный проект строительства арендного жилья.