Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Брянской области" (2011 - 2015 годы) (с изменениями на 5 декабря 2011 года)


1. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения
 и необходимость ее решения на региональном уровне
 программно-целевым методом


Брянская область расположена в западной части России. Занимает площадь 34,9 тыс. кв. км. Численность населения составляет 1,3 млн. человек. Регион граничит с двумя государствами - Украиной и Белоруссией. Область входит в состав Центрального федерального округа, имеет следующее административно-территориальное деление: 289 муниципальных образований, в том числе 27 муниципальных районов, 6 городских округов, 30 городских и 226 сельских поселений. Город Брянск является административным центром области.

Конкурентные преимущества Брянской области в значительной мере обусловлены ее уникальным экономико-географическим положением. Брянщина - приграничный регион, находящийся на стыке трех государств.

Брянская область - это крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург - с южными районами России. Через территорию области проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья. Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным транспортом.

Важное стратегическое и международное значение имеют автотрассы: М3 Москва - Киев (с выходом на трассу М20 Санкт - Петербург - Киев - Одесса), М13 Брянск - Кобрин (с выходом на трассу М1 Москва - Минск - Брест и на М20), А141 Орел - Рославль.

Имеет статус международного аэропорт "Брянск", который расположен на международной воздушной трассе R-22, соединяющей Москву с Киевом, Западной Европой.

Брянская область расположена в лесной зоне. Лесами занято более 1,15 млн. гектаров. Наиболее ценные леса - хвойные, которые занимают 53 процента лесных площадей. Общие запасы древесины составляют около 138 млн. куб. метров.

В области имеются значительные запасы природного сырья (цементное сырье, карбонатные породы, стекольные пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, освоенные запасы торфа, фосфатосодержащие руды для производства минеральных удобрений. Всего по области насчитывается до 80 месторождений различного минерального сырья.

Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Однако разового привлечения инвестиций недостаточно, это диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Брянской области. Кроме того, привлечение инвестиций в область невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2010 году достиг 40,1 млрд. рублей, что на 41,8 процента больше уровня 2009 года (в сопоставимых ценах).

Основным источником инвестиционной деятельности были привлеченные средства (более 68 процентов). Доля централизованных бюджетных средств составила 34 процента от общего объема инвестиций. За счет этих средств на территории области проводится реализация мероприятий 6 федеральных, 36 долгосрочных, 24 ведомственных целевых программ и 9 аналитических программ ведомств.

Объем иностранных инвестиций в экономику Брянской области в 2010 году составил 25,5 млн. долларов США, что на 29,1 процента меньше предыдущего года. В структуре поступившего иностранного капитала прямые инвестиции составили 4,8 млн. долларов США (22,8 процента), прочие инвестиции - 20,7 млн. долларов США. Наибольшая доля иностранных инвестиций направлена в обрабатывающие предприятия - 46,7 процента общего объема поступившего иностранного капитала, в оптовую и розничную торговлю - 35,9 процента, в предприятия сельского хозяйства - 14,0 процента.

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" в 2007 году присвоило Брянской области инвестиционный рейтинг - 3B1, что означает пониженный потенциал, умеренный риск. Наименьший инвестиционный риск - экономический, наибольший - социальный. Регион отличается повышенным инфраструктурным потенциалом.

Шкала рейтингов, принятая в агентстве "Эксперт РА":

высокий потенциал - умеренный риск (1В);

средний потенциал - умеренный риск (2В);

средний потенциал - высокий риск (2С);

средний потенциал - минимальный риск (2А);

средний потенциал - минимальный риск (3А1);

пониженный потенциал - минимальный риск (3А2);

     
     пониженный потенциал - умеренный риск (3В1);

     пониженный потенциал - высокий риск (3С1);

     незначительный потенциал - умеренный риск (3В2);

     незначительный потенциал - высокий риск (3С2);

     низкий потенциал - экстремальный риск (3Д).


Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий играет система государственной поддержки инвестиционной деятельности инвесторов, осуществляемая на основании Закона Брянской области от 19 августа 1996 года N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области".

Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в области являются: предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций и субсидирование части процентных ставок ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами на реализацию проектов.

Вместе с тем существуют факторы, ослабляющие стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности. К ним относятся:

1) отсутствие поддержки в прохождении согласительных процедур при выборе земельного участка под объект, слабо осуществляемая поддержка мероприятий (разработка бизнес-планов) по коммерциализации инициатив;

2) отсутствие комплексности в решении проблемы инвестиционной привлекательности. Значительные средства, направляемые на реализацию других бюджетных целевых программ, в основном служат только узковедомственным интересам и не решают задач инвестиционной привлекательности области в целом.

Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в регионе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.