Недействующий

Об утверждении программы "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) (с изменениями на 13 декабря 2011 года)


Таблица 1

Анализ состояния отрасли картофелеводства в Брянской области

Наименование показателей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Все категории

Посевные площади, тыс. га

41,1

41,3

43,2

47,6

50,7

Валовой сбор, тыс. тонн

551,5

637,0

702,3

836,7

701,8

Урожайность, ц/га

134,2

154,2

162,6

175,8

138,4

Хозяйства населения

Посевные площади, тыс. га

35,0

34,1

33,8

33,8

33,2

Валовой сбор, тыс. тонн

442,7

473,6

465,6

485,1

408,2

Урожайность, ц/га

126,5

138,9

137,8

143,5

123,0

Сельхозтоваропроизводители

Посевные площади, тыс. га

6,1

7,2

9,4

13,8

17,5

Валовой сбор, тыс. тонн

108,8

163,4

236,7

351,6

293,6

Урожайность, ц/га

178,4

227,6

253,6

261,9

198,0

Доля товарного производства, %

19,7

25,7

33,7

42,0

41,8

          

Основными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала развития конкурентоспособной отрасли картофелеводства являются нехватка качественного семенного материала картофеля, слабая техническая вооруженность сельхозтоваропроизводителей, недостаточная мощность специализированных хранилищ, нехватка предприятий по переработке картофеля.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1) недостаточное развитие первичного семеноводства картофеля в регионе.

В Брянской области имеются научное учреждение - ФГУ "Брянская опытная станция по картофелю" и три элитно-семеноводческих хозяйства по картофелю (ФГУП "Первомайское", ФГУП "Судость" и ТнВ "Красный Октябрь"). Этого недостаточно для устойчивых поставок элитного семенного картофеля сельхозтоваропроизводителям. Научно обоснованная потребность в элите для сортосмены и сортообновления составляет 16 - 20 %. Для обеспечения расширяющихся посадок картофеля в 2011 году потребуется 10 - 12,5 тыс. тонн элиты, а к 2015 году потребность составит 18 - 22,5 тыс. тонн. Фактически в регионе производится немногим более 4 тыс. тонн. Создавшееся положение обуславливает необходимость приобретения элитного посадочного материала за пределами региона, что приводит к значительному удорожанию как посадочного материала, так и увеличению транспортных расходов.

Государственная поддержка создания регионального центра по первичному семеноводству картофеля через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели позволит создать современную вертикаль производства элитного семенного картофеля от оздоровленных микрорастений и мини-клубней до реализации элиты сельхозтоваропроизводителям.

Помимо недостаточных количеств посадочного материала для обеспечения им сельхозтоваропроизводителей значительную роль играет высокая изношенность и технологическая отсталость основных фондов элитно-семеноводческих хозяйств. Для обеспечения соответствующего качества элиты, удовлетворяющей требованиям посевного стандарта, необходима модернизация сортировального, тепличного хозяйств и лабораторного оборудования.

Нерешенность данных проблем приводит к неоправданному увеличению себестоимости товарного картофеля, невозможности конкуренции российского посадочного материала с импортным вследствие более низкого качества.

Меры государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля позволят стабильно получать семенной картофель высокого качества, удовлетворяющий жестким посевным стандартам, реализовывать картофель в упаковке, которая сохраняет его посевные и товарные качества в течение длительного времени;

2) слабая техническая вооруженность картофелесеющих хозяйств.

Для посадки, ухода за посевами и уборки картофеля необходима специализированная техника. Большинство картофелесеющих хозяйств региона используют в работе морально устаревшую технику 10 - 15-летней давности, особенно это касается картофелесажалок и картофелеуборочных комбайнов.

Использование подобной техники в работе обуславливает применение устаревших технологий, которые не позволяют получать высокие урожаи картофеля с соответствующим качеством клубней. Кроме того, высокая изношенность подобной техники приводит к частым ее поломкам, срывам сроков посадки, ухода и уборки. Подобные нарушения технологической дисциплины приводят к значительным недоборам урожая картофеля, ухудшению его качества.

Немалую роль в слабом приобретении современной высокопроизводительной техники играет и ее высокая цена. Цена комплекта для выращивания и уборки картофеля на площади 150 га составляет более 20 млн. рублей. Большинство хозяйств не в состоянии представить залоговую базу для получения кредитных средств на ее приобретение.

Оказание мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенную специализированную технику позволит хозяйствам охотнее приобретать современную высокопроизводительную технику для возделывания картофеля;

3) недостаточные мощности специализированных картофелехранилищ.

Хранение картофеля в неприспособленных для этих целей помещениях приводит к значительной (до 30 - 40 %) гибели выращенного урожая, ухудшению его потребительских качеств и товарного вида. Отсутствие необходимых мощностей по хранению картофеля обуславливает ухудшение экономики сельскохозяйственных предприятий, не позволяет им выходить на рынок крупных потребителей картофеля (сетевых рынков и перерабатывающих компаний). В области потребность в специализированных картофелехранилищах составляет в настоящее время около 350 тыс. тонн, имеется 180 тыс. тонн. C последующим расширением посевных площадей под картофелем разрыв между потребностью и наличием хранилищ будет только возрастать.

Необходима также модернизация используемых в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах картофелехранилищ траншейного типа с изменением типа кровли, утеплением несущих стен, установкой систем поддержания микроклимата.

Использование мер государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат обеспечит решение проблемы сохранности товарного картофеля до следующего урожая и косвенно позволит выйти на рынок круглогодичных поставок картофеля в упаковке;

4) слабая мощность существующих предприятий по переработке картофеля.

Увеличение объемов производства картофеля будет сопровождаться поисками рынков сбыта выращенной продукции. Одним из наиболее емких направлений сбыта должна стать глубокая переработка картофеля. На территории региона действует только одно производство по выпуску картофелепродуктов - картофельного пюре - мощностью 60 тыс. тонн. Этого явно недостаточно.

Необходимо в ближайшие несколько лет создать ряд перерабатывающих картофель производств, которые будут выпускать не только картофельное пюре, но и картофель фри, картофельный крахмал. Это позволит произвести импортозамещение существующих на внутреннем рынке продуктов из картофеля и на его основе.

Оказание мер государственной поддержки инвесторам, которые создают новые и модернизируют существующие (Климовский крахмальный завод, Почепский крахмальный завод) производства по глубокой переработке картофеля, позволит стимулировать интерес к этому перспективному направлению. Косвенно это увеличит емкость внутреннего рынка по реализации товарного картофеля, эффективность и экономику его выращивания путем снижения расходов на его транспортировку;

5) неудовлетворительная организация повышения квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли картофелеводства.

Ведение современного сельскохозяйственного производства невозможно без высококвалифицированных кадров. Без них невозможно соблюдение технологического регламента, использование современной энергоэффективной техники, принятие своевременных управленческих решений.

К сожалению, несмотря на существующий в регионе и в Российской Федерации потенциал по подготовке таких руководителей, специалистов и рабочих для работы в отрасли картофелеводства, он используется достаточно слабо. Это обусловлено не только существующим менталитетом руководителей хозяйств, но и существенными денежными затратами, необходимыми для подготовки кадров.

Оказание мер государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели позволит сельхозтоваропроизводителям и переработчикам шире использовать новый менеджмент, новые технологии, новую технику на производстве;