Недействующий

О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие транспортной системы Брянской области" (2011 - 2015 годы)

Приложение 1
к постановлению администрации
 Брянской области
от 7 апреля 2011 г. N 306


2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа


Развитие транспортной системы Брянской области становится в настоящее время необходимым условием экономического роста региона и улучшения качества жизни населения.

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе. Ослаблены позиции гражданской авиации, что не позволяет в полной мере использовать ее конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны.

Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства региона и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы регионов.

Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85 процентов увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 4 процента, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.

Бездорожье и неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог являются серьезным ограничением на пути перехода к инновационной модели социально-экономического развития региона.

Экономический рост сдерживается отсутствием в сфере пассажирского транспорта возможностей обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов. Так, система магистральных пассажирских перевозок воздушным транспортом не обеспечивает для большинства россиян доступных возможностей перемещения внутри страны. Из-за стагнации местных и внутрирегиональных авиаперевозок, отсутствия эффективного взаимодействия региональных и магистральных авиакомпаний, неразвитости технологий, основанных на использовании узловых аэропортов, сложилась искаженная сеть авиамаршрутов - две трети всех внутрироссийских авиаперелетов пассажиров осуществляются через Москву, что снижает эффективность и качество обслуживания граждан.

Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам достиг критических показателей. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования существующих (часто морально и физически устаревших) основных фондов.

Продолжают ухудшаться показатели безопасности на транспорте. Количество дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте в последние годы увеличивалось в среднем на 10 процентов в год. Транспортные происшествия негативно влияют на экономическое развитие страны. По оценкам экспертов, ежегодные потери от транспортных происшествий достигают 8 процентов валового внутреннего продукта.

Решение проблемы реализации комплекса программных мероприятий будет сопряжена с различными рисками.

Макроэкономические риски обусловлены неблагоприятным изменением макроэкономической ситуации, что может привести к серьезному снижению объема инвестиций и недостаточному ресурсному обеспечению мероприятий по развитию транспортной системы. Такой сценарий развития будет характеризоваться отказом от реализации новых долгосрочных проектов и может привести к нарастанию объемов незавершенного строительства и невыполнению поставленных целей.

Предполагаются неблагоприятные тенденции в развитии демографической ситуации в Российской Федерации. К 2020 году численность населения может снизиться, при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности населения трудоспособного возраста, что может привести к дефициту трудовых ресурсов и снижению эффективности реализации мероприятий программы.

3. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы
ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Целями программы, направленными на создание транспортных условий для повышения качества жизни ее граждан, являются:

развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Достижение цели в развитии современной и эффективной транспортной инфраструктуры предусматривает решение задач по увеличению пропускной способности дорожной сети, увеличению протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, обеспечению развития аэропортов.

Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики. Достижение цели по обеспечению доступности услуг транспортного комплекса для населения предусматривает решение задач по обновлению парка пассажирского транспорта, формированию единой автодорожной сети круглогодичной доступности, обеспечению роста авиаперевозок с развитием региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети.

Приоритетной целью настоящей программы является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

повышение безопасности движения по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения;

обеспечение защиты транспортной системы от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;