Недействующий

Об утверждении программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области" (2011 - 2013 годы)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
 ее решения программными методами

На территории Брянской области проживает около 408 тысяч пенсионеров, в том числе более 30 тысяч одиноких престарелых граждан, около 15 тысяч одиноких и длительно болеющих людей, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Кроме того, доля пожилых людей в современном обществе постоянно возрастает. Предполагается, что к середине нынешнего столетия средний возраст населения страны увеличится до 57 лет, а доля пенсионеров составит почти 55 % всего населения. В таком трансформирующемся обществе приоритетными целями повышения качества жизни населения, а вместе с ним и продления долголетия выступают:

обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

недопущение проявления дискриминации по признакам пола и возраста, укрепление солидарности поколений;

сохранение самостоятельности людей пожилого возраста;

оказание эффективной поддержки семьям, обеспечивающим уход за пожилыми людьми;

внедрение системы материального стимулирования социальных работников за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;

максимальный охват социальным обслуживанием нуждающихся, в том числе проживающих в отдаленных населенных пунктах;

развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми путем расширения их перечня, обеспечения транспортных услуг, модернизации материально-технической базы сети учреждений, предоставляющих различные виды услуг, в том числе паллиативную помощь, а также института опеки и приемной семьи для пожилых людей;

обеспечение мер социальной поддержки пожилых людей из числа отдельных категорий;

налаживание партнерства и взаимодействия на всех уровнях, в том числе государственно-частного партнерства.

В стареющем обществе непреходящее значение имеет солидарность поколений. Их взаимная поддержка особенно важна в сфере социально-трудовых отношений. Большинство пожилых людей относятся к молодежи и к молодежной культуре с пониманием, а молодые люди позитивно оценивают качества личности, опыт и знания представителей старшего поколения. В то же время восприятие старости в нашем обществе отражает реальные жизненные проблемы пожилых граждан и нередко неготовность молодого поколения к наступлению зрелого и пожилого возраста.

Для того, чтобы рассматривать долголетие как достижение человеческой цивилизации, необходимо сформировать восприятие пожилых людей обществом как особой группы, вносящей определенный вклад в это общество, а не как обузы, связанной только с издержками.

Активность пожилого человека обуславливают богатство духовных ценностей, интеллектуальных потребностей и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет. Разум пожилого человека глубоко проникает в суть явлений, ясно видит взаимосвязь жизненных событий. Сделать жизнь представителей старшего поколения, обладающих опытом, мудростью, знанием мира, более продуктивной, полноценно использовать их потенциал - такова задача, стоящая сегодня перед нами.

Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер (политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера), направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия. В сферу государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения вовлекаются граждане Российской Федерации - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, а также участвующие в ее реализации институциональные структуры и субъекты, в том числе органы законодательной и исполнительной власти всех уровней. Центральным является принцип социально приемлемого и реально возможного сочетания полноценного участия пожилых людей в жизни общества, заботы о них со стороны общественных и государственных институтов, обеспечения правовых условий для удовлетворения их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала. Уважение к пожилым людям, забота о них, позитивное отношение к старости, формируемое с детства, наряду с готовностью к ее наступлению признается нормой для каждого человека и общества в целом.

Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, предпенсионная безработица и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. Возрастают социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в новых для современной России рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей.