1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы Брянской области
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Брянской области является необходимым условием достижения цели и решения задач программы.
Установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективных ограничений бюджетного дефицита и уровня государственного долга может привести к появлению "необеспеченных" мандатов (нормативных правовых актов, порождающих расходные обязательства, превышающие ресурсные возможности бюджета).
1.1. Анализ исходного состояния
Важнейшим достижением в целях обеспечения стабильности, преемственности и предсказуемости бюджетной политики Брянской области является переход на среднесрочное бюджетной планирование по принципу "скользящей трехлетки".
Разработка областного и местных бюджетов с развернутым планированием бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период осуществляется с 2008 года. Исключением стал лишь "кризисный" 2009 год: бюджет на плановый период 2011 и 2012 годов был утвержден в виде основных параметров (доходы, расходы, дефицит бюджета). Законом Брянской области от 6 декабря 2010 года N 105-З "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлено распределение доходов и расходов областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации на три года.
Принятие областного бюджета на трехлетний период соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития области, предоставляет возможность заключения долгосрочных контрактов, заблаговременной подготовки торгов.
Переход на трехлетнее бюджетное планирование обусловил также планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большая часть межбюджетных трансфертов распределена между муниципальными образованиями области на три года, что создает благоприятные условия для повышения качества финансового планирования органами местного самоуправления.
Областной бюджет на 2011 год является бездефицитным. На 2012 и 2013 годы запланировано превышение доходов областного бюджета над расходами на 250 миллионов рублей и 1 миллиард 200 миллионов рублей соответственно. Данные средства будут дополнительно использованы на погашение государственного внутреннего долга Брянской области.
Динамика объема дефицита (профицита) областного бюджета и объема государственного внутреннего долга Брянской области с 2008 года приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика дефицита (профицита) областного бюджета
и объема государственного внутреннего долга Брянской области
Год | Дефицит (-) / профицит (+) | Объем государственного внутреннего долга Брянской области по состоянию на конец периода, млн. рублей |
2008 | - 1 462,4 | 6 404,0 |
2009 | - 629,3 | 6 229,7 |
2010 | - 434,2 | 6 052,7 |
2011 | 0,0 | 5 416,5 |
2012 | + 250,0 | 4 751,6 |
2013 | + 1 200,0 | 3 472,6 |
В структуре государственного внутреннего долга Брянской области преобладает задолженность по привлеченным заемным средствам: средствам кредитных организаций (43,5 % в 2010 году) и средствам бюджетных кредитов Минфина России (52,1 % в 2010 году). Структура государственного внутреннего долга Брянской области за последние три года, а также прогноз на 2011 - 2013 годы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Структура государственного внутреннего долга
Брянской области (2008 - 2013 годы)
Статьи государственного внутреннего долга | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Кредиты кредитных организаций, млн. рублей | 3 613,1 | 2 681,5 | 2 631,7 | 3 211,6 | 4 279,3 | 3 091,8 |
Бюджетные кредиты, млн. рублей | 7,8 | 2 521,4 | 3 153,5 | 1 845,0 | 243,1 | 176,6 |
Государственные гарантии, млн. рублей | 2 783,1 | 1 026,8 | 267,5 | 359,9 | 229,2 | 204,2 |
Всего, млн. рублей | 6 404,0 | 6 229,7 | 6 052,7 | 5 416,5 | 4 751,6 | 3 472,6 |
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, млн. рублей | 227,2 | 353,9 | 283,9 | 257,6 | 320,5 | 297,1 |
Губернатором Брянской области в Бюджетном послании на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2011 - 2013 годы была поставлена задача снизить уровень государственного внутреннего долга за три года (к концу 2013 года) в 1,7 раза. Достижение постановленной задачи требует применения рестриктивных мер реализации долговой политики.
Реализация жестких мер в отношении кредиторской задолженности позволила сдерживать ее объем на достаточно низком уровне. Ежегодно проводится инвентаризация кредиторской задолженности в разрезе бюджетных учреждений, анализ факторов ее возникновения, реализуются меры по реструктуризации и снижению уровня просроченной кредиторской задолженности. Проводится работа по анализу и принимаются меры по снижению кредиторской задолженности муниципалитетов. Динамика просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Брянской области за 2008 - 2010 годы представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика просроченной кредиторской задолженности
государственных учреждений Брянской области (2008 - 2010 годы)