Недействующий

О внесении изменений в программу "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы)



                                   Приложение 1
                              к постановлению
 администрации Брянской области
                              от 10 сентября 2010 г. N 937

Анализ и оценка конкурентной среды в сфере здравоохранения,
фармацевтической и медицинской продукции

Анализ конкурентной среды в сфере здравоохранения

Медицинская деятельность на Брянщине представлена 174 учреждениями, в том числе: муниципальными учреждениями здравоохранения   (МУЗ) - 57 учреждений (из них 19 - в г. Брянске), государственными учреждениями здравоохранения (ГУЗ) - 40 учреждений,  1 государственным автономным учреждением (ГАУ), 73 учреждениями негосударственной формы собственности (из них 50 - индивидуальные предприниматели). Структура рынка представлена на рисунке 3.       

Во исполнение программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год в качестве страховых медицинских организаций выступают Брянский филиал ООО СК "Ингосстрах-М", Брянский филиал ОАО "СОГАЗ - Мед". Брянский филиал ОАО СМО "Сибирь",  филиал ООО "РГС - Медицина" "Росгосстрах - Брянск - Медицина" (страхующий только работающее население). На рынке медстрахования нет ни одной региональной компании. Недавно покинул рынок Брянский филиал ОАО "Медицинская страховая компания "УралСиб".

Формирование конкурентной среды в медицине  на настоящий момент весьма проблематично как на уровне России, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Причем на федеральном и региональном уровнях факторы,  не позволяющие  сформировать конкурентную среду в , практически одинаковы:

система здравоохранения не может называться страховой, т.к. лишь часть поступающих финансовых средств проходят через ФОМС, остальные средства поступают из бюджетов разных уровней по принципу сметного финансирования. В Брянской области это соотношение в процентах составляет 53,1 к  46,9;

в системе ОМС в Брянской области за работающего делает выбор страховой компании работодатель, за неработающего - администрация области, что практически исключает непосредственного потребителя медицинских услуг из системы активного влияния на качество медицинской помощи и тормозит формирование конкурентной модели рынка здравоохранения;

норматив оплаты медицинских услуг не покрывает полностью расходов медицинских учреждений. По тарифам на медицинские услуги, разрабатываемым БТФОМС в соответствии с методикой расчета и утверждаемым межведомственной комиссией, производится компенсация затрат ЛПУ на оплату труда и начисления на оплату труда,  мягкий инвентарь и обмундирование,  медикаменты, перевязочные средства, прочие лечебные расходы,  продукты питания из расчета на 1 койко-день. В условиях дефицита бюджетных средств эти тарифы нельзя считать полностью объективными. Ряд учреждений здравоохранения в области находится на сметном финансировании;

система ОМС Брянской области практически не включает в себя медицинских учреждений частной формы собственности. Лицензию на ОМС имеет только ООО "БАЛТиК-ДЭНТ" (оказание стоматологической помощи).

Кроме того, рынок медицинских услуг Брянской области обладает рядом специфических особенностей:

существенная часть населения области пострадала в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в результате областного потребителя медицинских услуг отличает абсолютный приоритет сохранения жизни и здоровья - в этих условиях уменьшение числа учреждений и предприятий, подведомственных государственным органам власти, становится невозможным. И хотя наряду с ГУЗ "Брянский областной клинико-диагностический центр" услуги консультативно-диагностического характера оказывают коммерческие предприятия "Брянская семейная клиника", "Лаборатория "Инвитро" и другие, сокращение МУЗов, ГУЗов, ГУПов, а, следовательно, сокращение возможности получения бесплатных медицинских услуг, значительно снизило бы уровень качества жизни населения;

в коммерческих и государственных учреждениях здравоохранения, как правило, работает один и тот же персонал и др.

Все вышеперечисленное указывает на то, что в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг,  отсутствуют отношения субъектов, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг, как конкуренция.

Для исключения перечисленных проблем требуется:

более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи;

развитие аутсорсинга непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений (питание, прачечные услуги, обслуживание коммуналь-ного хозяйства ЛПУ и т.д.);

привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги по высокотехнологичной диагностике.

Анализ конкурентной среды в сфере розничной реализации
 фармацевтической и медицинской продукции

Реализацию фармацевтической продукции осуществляют индиви-дуальные предприниматели, предприятия и организации государственной, муниципальной и частной форм собственности, крупнейшим из которых является ГУП "Брянскфармация" - 132 аптеки. В ведении обществ с ограниченной ответственностью (ООО "Мэтр", ООО "Ритм") находится      189 аптек. Всего на рынке реализации фармацевтической продукции действует 546 аптечных учреждений (рис. 4).

        

Рис. 4 Структура рынка фармацевтической продукции

На территории Брянской области действует 271 лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли лекарственными средствами.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики области. Это обусловлено растущим спросом на лекарственные средства и инвестиционной привлекательностью данного вида деятельности. Однако платежеспособное население в основном сконцентрировано в областном центре и наиболее крупных городах. Это привело к неравномерному уровню конкуренции на рынках муниципальных образований и в труднодоступных сельских населённых пунктах - в труднодоступных районах рынок является высококонцентрированным.

Основными препятствиями развития конкурентной среды на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией является малая численность населения в муниципальных образованиях и их низкая платежеспособность, особенно в отдаленных населенных пунктах.