Анализ состояния первоочередных проблем бюджетной системы Брянской области позволяет поставить следующие приоритетные задачи, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия органов государственной власти Брянской области в долгосрочной перспективе.
3.1. Реализация мер, направленных на увеличение налогового потенциала области и повышение экономической активности налогоплательщиков, улучшение администрирования платежей, формирующих бюджеты области, и принятие мер, направленных на рост доходов.
Ресурсы бюджета являются отправной точкой реализуемой органами исполнительной власти государственной политики во всех сферах. В связи с прогнозируемым снижением объема межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета, опережающее разивитие налогового потенциала внутри региона становится жизненно необходимым.
Деятельность органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления должна быть направлена на модернизацию форм поддержки реального сектора экономики с целью стимулирования развития инноваций, энергосбережения, повышения эффективности и производительности труда, стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям государства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.
Реалиация основных положений стратегии планируется в условиях следующих изменений, реализуемых на региональном и федеральном уровнях:
1) повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов. При этом необходимо обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с технологией исполнения налогового законодательства и создающих препятствия для развития инновационного сектора экономики, активизации инвестиционных процессов;
2) введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов. Для этого планируется создание кадастра объектов недвижимости, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра;
3) повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего планируется построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также планируется добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики;
4) постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов;
5) совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами;
6) сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.
Принимая во внимание необходимость развития налоговой базы, необходимо существенно повысить эффективность государственных инвестиций путем:
усиления программно-целевой компоненты в деятельности государства;
перехода к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры, повышением конкурентоспособности бизнеса. Такое взаимодействие может способствовать как росту частных инвестиций самих по себе, так и росту эффективности государственных вложений;
развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса.
Общий уровень расходов на развитие инфраструктуры должен увеличиваться за счет привлечения внебюджетных средств, создания государственно-частных партнерств (ГЧП).
В развитии инфраструктуры ГЧП имеет наибольший успех. Во-первых, проекты, касающиеся объектов инфраструктуры, являющихся необходимыми для развития различных отраслей промышленности, с большой вероятностью будут выгодными, и поэтому именно в этой сфере легко привлечь частные инвестиции (по сравнению, например, с инвестициями в здравоохранение). Во-вторых, многие инфраструктурные проекты предполагают создание платных объектов, что способствует их окупаемости в будущем (платные дороги и т.д.).
В целом, финансирование инфраструктуры через ГЧП позволяет уменьшить или, по крайней мере, отсрочить бюджетные расходы, и при этом экономика получит те же выгоды от развития инфраструктуры, что и при государственном финансировании. Однако при этом необходимо тщательно оценивать риски проектов, в противном случае это может привести к тому, что все риски проекта лягут на государство, что будет создавать угрозу бюджетной устойчивости и лишать бизнес стимула к эффективной работе по проекту.
3.2. Модернизация механизмов предоставления гражданам государственных (муниципальных) услуг, модернизация сети учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги за счет бюджетных средств, обеспечение обратной связи с потребителями услуг.
Суть проводимых преобразований - сократить государственный сектор и одновременно повысить его эффективность. Сокращение государственного сектора должно происходить за счет перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования. Это прежде всего касается отраслей социальной сферы, в особенности образования, здравоохранения. Такие организации участвуют на конкурсной основе в распределении бюджетных средств и несут полную ответственность по своим обязательствам.
Один из наиболее универсальных рыночных механизмов, который должен найти распространение в бюджетной сфере, - это привлечение к оказанию государственных услуг на контрактной основе исполнителей, не являющихся государственными учреждениями.
3.3. Безусловное обеспечение исполнения социальных обязательств, увеличение заработной платы работников бюджетной сферы до уровня, превышающего среднероссийский. Развитие систем здравоохранения и образования, обеспечение сопряженности здравоохранения и образования с задачами поддержки внедрения инноваций, новых форм оказания государственных услуг.
В долгосрочной перспективе помимо увеличения финансирования здравоохранения, на региональном и федеральном уровнях планируется провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении эффективности работы системы в целом, в том числе:
1) приведение в соответствие уровня обязательств, взятых на себя государственными медицинскими учреждениями, с их возможностями:
уменьшение количества специфических и редко использованных процедур, включенных в полис обязательного медицинского страхования;
перенос основной нагрузки финансирования медицинских учреждений с бюджетных каналов на ОМС;
создание конкурентных механизмов выбора страховой медицинской компании;