2.1. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан доступной информацией, размещенной для всеобщего ознакомления на стендах, информационных табло:
- о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации);
- о режиме работы учреждения, подразделений, кабинетов по оказанию платной и бесплатной медицинской помощи;
- о перечне медицинской помощи, предоставляемой медицинским учреждением бесплатно (сформированном в соответствии с приложением N 1 к "Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении", утвержденной заместителем министра здравоохранения и социального развития России В.И.Стародубовым 12.07.2004);
- о прейскуранте платных медицинских услуг (сформированном в соответствии с приложением N 1 к "Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении", утвержденной заместителем министра здравоохранения и социального развития России В.И.Стародубовым 12.07.2004);
- об условиях предоставления платных медицинских услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, о квалификации и сертификации специалистов;
- о правах, обязанностях, ответственности пациента и медицинского учреждения;
- о наличии лицензии на медицинскую деятельность и разрешения на оказание платных услуг;
- о вышестоящих организациях, их адресах, телефонах.
2.2. Порядок предоставления платных услуг в медицинских учреждениях регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в учреждении, разработанным на основании настоящих Правил и утвержденным руководителем медицинского учреждения, а также другими внутренними нормативными документами медицинского учреждения (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), требованиями действующего законодательства.
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, используемые при оказании платных медицинских услуг, приобретаются аптекой (учреждением здравоохранения), оформляются отдельным требованием. Ведется раздельный учет в бухгалтерской отчетности и оплачивается за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
2.3. Оказание платных медицинских услуг должно проводиться в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения. При невозможности выделения специальных кабинетов оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом осуществляется во внерабочее время и в выходные дни. Графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно. Работу лабораторных подразделений регламентирует руководитель учреждения здравоохранения.
В основное рабочее время амбулаторно-поликлиническая, консультативная и стационарная лечебно-диагностическая помощь на платной основе предоставляется исключительно:
- иностранным гражданам, иногородним жителям, не застрахованным в системе ОМС и по договорам добровольного медицинского страхования;
- аттестованным военнослужащим Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и т.д. на основании договора между государственными учреждениями здравоохранения и ведомственными федеральными учреждениями, за которыми закреплен данный контингент граждан;
- медицинские осмотры на право владения оружием, на право вождения автомобиля. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, профилактические предварительные и периодические медицинские осмотры взрослого населения, за исключением периодических медицинских осмотров обучающихся, а также предварительных осмотров абитуриентов в год окончания учебного заведения;
- услуги по терапевтической и хирургической косметологии.
Отделение (кабинет) в своей деятельности руководствуется Положением об отделении (кабинете).
2.4. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в соответствии с заключенными договорами в письменной форме с гражданином или юридическим лицом.
В договоре должны быть регламентированы условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Оплата медицинских услуг производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.
Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.
При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.
2.5. В случае несоблюдения лечебно-профилактическим учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор;
- потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с некачественно оказанной медицинской услугой.