Недействующий

О внесении изменений в программу "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы)

     Приложение 2
     к постановлению
 администрации Брянской области
     от 12 марта 2010 г. N 237

3. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере здравоохранения,
фармацевтической и медицинской продукции

Медицинская деятельность на Брянщине представлена 174 учреждениями, в том числе: муниципальными учреждениями здравоохранения  (МУЗ) - 57 учреждений (из них 19 - в г. Брянске), государственными учреждениями здравоохранения (ГУЗ) - 40 учреждений,  1 государственным автономным учреждением (ГАУ), 73 учреждениями негосударственной формы собственности (из них 50 - индивидуальные предприниматели). Структура рынка представлена на рисунке 3.       

Во исполнение программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год в качестве страховых медицинских организаций выступают Брянский филиал ООО СК "Ингосстрах-М", Брянский филиал ОАО "СОГАЗ - Мед", Брянский филиал ОАО СМО "Сибирь",  филиал ООО "РГС - Медицина" "Росгосстрах - Брянск - Медицина" (страхующий только работающее население). На рынке медстрахования нет ни одной региональной компании. Недавно покинул рынок Брянский филиал ОАО "Медицинская страховая компания "УралСиб".


Рис. 3. Структура рынка медицинских услуг

Формирование конкурентной среды в медицине на настоящий момент весьма проблематично как на уровне России, так и на уровне субъекта Российской Федерации, причем на федеральном и региональном уровнях факторы, не позволяющие сформировать конкурентную среду в , практически одинаковы:

система здравоохранения не может называться страховой, т.к. лишь часть поступающих финансовых средств проходит через ФОМС, остальные средства поступают из бюджетов разных уровней по принципу сметного финансирования. В Брянской области это соотношение в процентах составляет 53,1 к 46,9;

в системе ОМС в Брянской области за работающего делает выбор страховой компании работодатель, за неработающего - администрация области, что практически исключает непосредственного потребителя медицинских услуг из системы активного влияния на качество медицинской помощи и тормозит формирование конкурентной модели рынка здравоохранения;

норматив оплаты медицинских услуг не покрывает полностью расходы медицинских учреждений. По тарифам на медицинские услуги, разрабатываемым БТФОМС в соответствии с методикой расчета и утверждаемым межведомственной комиссией, производится компенсация затрат ЛПУ на оплату труда и начисления на оплату труда, мягкий инвентарь и обмундирование, медикаменты, перевязочные средства, прочие лечебные расходы, продукты питания из расчета на 1 койко-день. В условиях дефицита бюджетных средств эти тарифы нельзя считать полностью объективными. Ряд учреждений здравоохранения в области находится на сметном финансировании;

система ОМС Брянской области практически не включает в себя медицинские учреждения частной формы собственности. Лицензию на ОМС имеет только ООО "БАЛТиК-ДЭНТ" (оказание стоматологической помощи).

Кроме того, рынок медицинских услуг Брянской области обладает рядом специфических особенностей:

существенная часть населения области пострадала в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в результате областного потребителя медицинских услуг отличает абсолютный приоритет сохранения жизни и здоровья - в этих условиях уменьшение числа учреждений и предприятий, подведомственных государственным органам власти, становится невозможным. И хотя наряду с ГУЗ "Брянский областной клинико-диагностический центр" услуги консультативно-диагностического характера оказывают коммерческие предприятия "Брянская семейная клиника", "Лаборатория "Инвитро" и другие, сокращение МУЗов, ГУЗов, ГУПов, а, следовательно, сокращение возможности получения бесплатных медицинских услуг значительно снизило бы уровень качества жизни населения;

в коммерческих и государственных учреждениях здравоохранения, как правило, работает один и тот же персонал.

Все вышеперечисленное указывает на то, что в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг отсутствуют отношения субъектов, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг, как конкуренция.

Для исключения перечисленных проблем требуется:

более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи;

развитие аутсорсинга непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений (питание, прачечные услуги, обслуживание коммунального хозяйства ЛПУ и т.д.);

привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги по высокотехнологичной диагностике.

Реализацию фармацевтической продукции осуществляют индивидуальные предприниматели, предприятия и организации государственной, муниципальной и частной форм собственности, крупнейшим из которых является ГУП "Брянскфармация" - 132 аптеки. В ведении обществ с ограниченной ответственностью (ООО "Мэтр", ООО "Ритм") находится 189 аптек. Всего на рынке реализации фармацевтической продукции действуют 546 аптечных учреждений (рис. 4).


Рис. 4. Структура рынка фармацевтической продукции

На территории Брянской области действует 271 лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли лекарственными средствами.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики области. Это обусловлено растущим спросом на лекарственные средства и инвестиционной привлекательностью данного вида деятельности. Однако платежеспособное население в основном сконцентрировано в областном центре и наиболее крупных городах. Это привело к неравномерному уровню конкуренции на рынках муниципальных образований и в труднодоступных сельских населённых пунктах (в трудно-доступных районах рынок является высококонцентрированным).

Основными препятствиями развитию конкурентной среды на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией являются малая численность населения в муниципальных образованиях и их низкая платежеспособность, особенно в отдаленных населенных пунктах.