Расчет индикаторов экономической эффективности программы
Показатели | Годы | 2012 г. в % к 2009 | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Основные индикаторы | |||||
Поголовье молочных коров, тыс. голов | 105,9 | 108,0 | 110,2 | 112,4 | 106,0 |
Удой на корову в год, кг | 3693 | 3952 | 4229 | 4525 | 131,0 |
Валовое производство молока, тыс. тонн | 368,9 | 380,0 | 391,4 | 403,1 | 109,3 |
Вспомогательные индикаторы | |||||
Валовой продукт отрасли, млн. руб. | 5270,0 | 5320,0 | 5425,0 | 5600,0 | 106 |
Валовой доход отрасли, млн. руб. | 753,0 | 760,0 | 775,0 | 800,0 | 106 |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. | 350,0 | 355,0 | 370,0 | 390,0 | 111 |
Начисление налогов, млн. руб. | 403,0 | 405,0 | 405,0 | 410,0 | 102 |
Рабочие места, ед. | 30 | 40 | 50 | 60 | 200 |
4.3. Оценка рисков реализации программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96 % (минус 4 % к плану) плана по численности коров.
Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями (таблица 6).