Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация транспортной системы Брянской области" (2004 – 2010 годы) (с изменениями на 15 декабря 2010 года)

2.2. Оценка влияния состояния дорожной сети
на социально-экономическое развитие

          

Основные показатели развития экономики - валовой региональный продукт, уровень цен, доходы бюджета, уровень безработицы - находятся в прямой зависимости от плотности и состояния дорожной сети.

Низкий технический уровень, несоответствие параметров дорог размерам движения обуславливают низкие скорости движения и вследствие этого высокую себестоимость перевозок. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание.

По данным Всемирного Банка, при допущении ухудшения состояния дороги экономия каждого доллара на содержание и её текущий ремонт приводит к увеличению себестоимости перевозок на 2-3 доллара. По данным исследований, проведенных в Российской Федерации, срок службы грузовых автомобилей, эксплуатируемых во время уборки урожая на неотремонтированных сельских дорогах, уменьшается приблизительно на 30 процентов.

Исследования, проведенные Воронежским филиалом ГипродорНИИ, показали, что строительство новых и улучшение эксплуатационных качеств построенных автомобильных дорог ведет к значительному увеличению объемов перевозок из-за возможности использования автомобилей большей грузоподъемности и прицепов, повышению коэффициентов выхода на линию и использования грузоподъемности, ликвидации перепробега вследствие формирования новых транспортных связей.

Неудовлетворительное состояние дорожной сети особенно сказывается на экономике сельского хозяйства. По данным исследований, в бездорож-ных хозяйствах транспортные затраты в 1,5 - 1,8 раза выше, чем в обеспеченных дорогами с твердым покрытием.

Уменьшение времени простоев по причине бездорожья и повышения производительности в хозяйствах, обеспеченных дорогами, позволяет высвобождать до 25 процентов наличного автопарка. Вместе с высвобождением автомобилей сокращается потребность в трудовых ресурсах, которые могут быть использованы в других отраслях производства, а также потребность в капитальных вложениях в автотранспортное хозяйство.

Экономические анализы показали, что степень воздействия дорожного фактора на эффективность сельскохозяйственного производства аналогична

такому фактору, как механизация.

Состояние автодорожной сети области оказывает значительное влияние на социальную сферу агропромышленного комплекса. Социологические обследования показали, что эффект от совершенствования дорожной сети лишь в здравоохранении, народном образовании, культурном и бытовом обслуживании в стоимостном выражении адекватен эффекту транспортному.

Неудовлетворительная транспортная доступность значительного числа населенных пунктов и низкое качество дорог влекут за собой целый ряд негативных социальных явлений:

низкий уровень обращения сельских жителей к врачам, несвоевременная медицинская помощь обуславливают снижение производительности труда вследствие заболеваний и повышенную смертность;

сдерживается развитие культуры и образования, торговли и службы сбыта;

трудности в доставке товаров влекут за собой снижение их качества и увеличение стоимости;

снижение подвижности населения ведет к увеличению уровня безработицы;

увеличение времени пребывания в пути к месту работы, обучения, медицинским, административным учреждениям и т.д. сокращает свободное

время.

Плохое состояние дорог обуславливает повышенный выброс в атмосферу вредных веществ и дополнительное шумовое воздействие.

Огромное экономическое и социальное значение автомобильных дорог свидетельствует о недопустимости недооценки их роли и экономии средств на их совершенствование и развитие.