Недействующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года

Направления развития по улучшению демографической ситуации

          

По минимальному прогнозу, рассчитанному с учетом демографических волн, возрастной структуры населения и отсутствия значительных изменений в уровне рождаемости и, особенно, смертности, численность населения Брянской области в период действия Стратегии продолжит сокращаться. В период 2008 - 2019 гг. темп сокращения будет более медленным ввиду вступления в репродуктивной возраст относительно большого поколения женщин (рожденных до 1990-х гг.). Ежегодно в период 2012 - 2019 гг. численность населения будет сокращаться менее чем на 0,45 проц.  в год.

После 2019 года темпы  сокращения численности населения региона будут ежегодно возрастать, достигнув 0,7 проц. в 2025 году, что будет связано с вступлением в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин, рожденных в 1990-е годы. По минимальному варианту развития численность населения Брянской области составит в 2026 году 1191,7 тыс.  человек.

С учетом ожидающегося положительного сальдо миграционного обмена  в Брянской области достигнутый показатель в период действия Стратегии будет закреплен, и к 2025 году число выезжающих из области будет меньше  числа въезжающих. По минимальному варианту развития численность населения региона на начало 2026 года составит  около 1230 - 1235 тыс. человек.

При значительном повышении расходов на здравоохранение, распространению в обществе установок на здоровый образ жизни  в регионе в период с 2014 по 2017 год начнется снижение смертности населения от устранимых причин, болезней органов кровообращения и онкологических заболеваний.

По оптимальному варианту прогноза вместе с ежегодным миграционным приростом, понижающейся смертностью населения в период активного социально-экономического развития области, а также благодаря эффективным методам стимулирования рождаемости численность населения Брянской области к началу 2026 году составит  1250 - 1253 тыс. человек. Однако в период до 2017 - 2019 гг. показатель рождаемости будет зависеть от демографических волн, и ее регулирование не приведет к значительному росту. Поэтому основные мероприятия должны быть направлены на снижение смертности населения и повышение положительного сальдо миграционного баланса. Компенсировать естественную убыль населения в период действия Стратегии возможно за счет положительного миграционного движения населения. При инновационном развитии региона вместе с позиционированием Брянской области как территории, благоприятной для жизни, работы и отдыха, миграционный прирост будет ежегодно возрастать.

Согласно Концепции демографического развития Центрального  федерального округа, разработанной в 2007 году, ожидается стабилизация численности населения Брянской области уже через 5 - 10 лет, а к концу  действия настоящей Стратегии численность населения достигнет  той,  которая была в начале 90-х годов прошлого века, т.е. примерно 1456 -  1458 тыс. человек. Таким образом, по сравнению с уровнем  2007 года к концу 2025 года, по данной Концепции, в Брянской области будет проживать на 138,4 тыс. человек больше.     

Мероприятия по улучшению демографической ситуации:

1. Снижение смертности от устранимых причин:

резкое усиление контроля за реализацией алкоголя, введение дополнительных ограничений на его продажу;

повышение безопасности дорожного движения, резкое снижение ДТП с участием пешеходов;

улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь, путем совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения и алкоголизма.

2. Развитие здравоохранения:

приобретение необходимого оборудования для сокращения младенческой смертности;

ввод крупных специализированных медицинских центров, в том числе перинатальных центров;

повышение обеспеченности населения услугами здравоохранения (учреждениями, медицинским персоналом);

оснащение современным медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений области;

совершенствование системы лекарственного обеспечения.

3. Увеличение рождаемости, стимулирование вторых и последующих рождений:

укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечение бесплодия;

создание стартовых возможностей для становления молодой семьи, в том числе путем возмещения части стоимости приобретаемого жилья  (2 ребенка - 25 проц., 3 ребенка - 50 проц.,  4 ребенка - 75 проц., 5 и более детей - 95 проц.).

4. Поддержка института семьи, материнства и детства:

формирование у населения мотивации к семейным ценностям и ориентации на многодетные семьи;

развитие системы комплексной социальной помощи семьям с детьми;

проведение различных массовых мероприятий (научных, развлекательных, выставочных и др.);

оказание информационно-консультационных услуг;

совершенствование системы семейных пособий;

сокращение масштабов социального сиротства, развитие и совершенствование института приемной семьи;