Целью создания МФТК-2 является дальнейшее освоение потенциального рынка терминальных и транспортно-логистических услуг для обеспечения высокого уровня коммерческой эффективности терминального комплекса, а также удовлетворения все возрастающего спроса потребительского рынка в комплексном транспортно-экспедиционном, таможенно-складском и логистическом сервисном обслуживании, расширении междугородного и международного товарообмена.
Спецификой МФТК-2, кроме большой мощности на уровне крупных терминалов развитых стран, является его многоцелевое назначение, включающее полный комплекс сервисного обслуживания клиентуры, создание свободной таможенной зоны, свободных, в том числе консигнационных, складов, а также развитие на его территории торгового и делового центров, сети оптовых магазинов, салонов, демонстрационных и выставочных залов.
Таможенный режим свободных таможенных зон и свободных складов позволяет размещать и использовать иностранные товары без взимания таможенных пошлин, налогов, а также размещать и использовать российские товары на условиях, применяемых к экспорту, в порядке, определяемом законодательными актами Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
Свободные таможенные зоны создаются по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому по совместному представлению Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного таможенного комитета. Владельцами свободных складов может быть исключительно российское население, получившее у Государственного таможенного комитета лицензию на учреждение свободного склада. На свободных складах допускается совершение производственных, торговых и иных коммерческих операций, исключая розничную продажу товаров, при условии соблюдения положений Таможенного кодекса. Действующим законодательством не предусмотрены ограничения на продолжительность нахождения товаров на свободных складах. Специфика режима консигнационных складов, их коммерческая привлекательность объясняются возможностью получения комиссионных от реализации товаров в размере 10 проц. от стоимости партии товара.
Типовым проектом намечается следующее распределение площадей МТЛЦ по функциональным признакам:
1. Площадь осваиваемой территории МФТК-2 - 30 га.
2. Площадь застройки зданиями и сооружениями - 18,9 га.
3. Площадь складских корпусов - 8 га, в том числе склады временного хранения - 3,2 га, склады длительного хранения - 4,8 га.
4. Площадь открытой охраняемой стоянки для большегрузных автомобилей вместимостью 220-250 автомашин в сутки из расчета 183 кв.м на один автопоезд - 4 га.
5. Площадь железнодорожного контейнерного терминала вместимостью 1100 контейнеров при продолжительности хранения 10 суток (суточная производительность - 110 контейнеров при одноярусном хранении и 220 контейнеров при двухъярусном хранении) - 4,5 га.
6. Площадь станции технического обслуживания автомобилей - 5 га.
7. Площадь здания аналитического исследовательского центра и реабилитационно-оздоровительного комплекса - 5000 кв.м.
8. Проектом предусмотрено сооружение пяти складских корпусов из легких сборных конструкций площадью по 16 тыс. кв.м различной специализации.
Производственная структура МФТК-2 представлена следующими функциональными элементами:
1. Склады временного хранения тарно-штучных грузов (крупные и мелкие партии) - 16000 кв.м.
2. Склады для хранения продовольственных грузов (с холодильной установкой и регулируемой положительной температурой) - 16000 кв.м.
3. Консигнационный склад длительного хранения тарно-штучных грузов (мелкие и крупные партии) - 16000 кв.м.
4. Консигнационный склад длительного хранения тяжеловесных грузов - 16000 кв.м.
5. Склад-магазин оптово-розничной торговли - 16000 кв.м.
6. Контейнерная площадка - 45000 кв.м.
7. Охраняемая стоянка большегрузных автомобилей - 30000 кв.м.
8. Станция технического обслуживания автомобилей - 50000 кв.м.
9. Консалтингово-аналитический и информационно-логистический центр - 5000 кв. м.
При общей площади 80000 кв. м вместимость складов составляет 128 тыс. тонн, в том числе:
складов временного хранения грузов - 48 тыс. тонн;
консигнационных складов длительного хранения - 80 тыс. тонн.
При этом учитывается, что режим свободных складов не предусматривает ограничений по продолжительности хранения товаров, их срок хранения определен условно, исходя из специфики грузов, с целью установить среднесуточную и годовую производительность складов.
С учетом высказанных предпосылок проектная мощность складского комплекса составит 1700 тыс. тонн среднегодовой переработки грузов и 4560 тонн среднесуточной, в том числе: