В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.
Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, реальных возможностей органов власти, органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей культурных традиций и множества других факторов.
Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из важных социально-экономических ресурсов существования и развития Брянщины и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия.
4.1. Государственная охрана объектов культурного наследия
Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60 - 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Новый закон ввел целый ряд важных понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Его полноценное практическое использование требует целый ряд организационных и финансовых мер, которые учтены в программе.
4.2. Сохранение объектов культурного наследия
Важнейшим способом сохранения объектов культурного наследия является их реставрация, которая традиционно осуществлялась специализи-рованными государственными научно-проектными организациями и произ-водственными предприятиями реставрационной отрасли.
В период проведения административной реформы в сфере культурного наследия из-за неурегулированности новых межведомственных отношений оказался крайне затруднен государственный контроль не только за надлежащим состоянием объектов культурного наследия, но и за содержанием и качеством работ по их сохранению, в первую очередь, ремонтно-реставрационных работ. Законом предусмотрены контрольно-распорядительные меры охраны, которые должны исправить положение в этом деле. Мероприятия по исполнению закона заложены в программу.
Значительное сокращение государственного финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия без их надлежащего замещения средствами из иных источников финансирования - местных бюджетов, собственных средств инвесторов (собственников или пользователей), Русской православной церкви - привело не только к резкому ухудшению состояния весьма значительной части памятников истории и культуры, но и к разрушению научно-проектной, нормативно-правовой и производственной систем сохранения культурного наследия, сокращению квалифицированных кадров реставрационных профессий. Почти полностью разрушена существовавшая в начале 1990 годов государственная система реставрационных организаций.
В настоящее время во многом утрачены структуры, ранее обеспечивающие исследование, реставрационное проектирование и производство реставрационных работ на объектах культурного наследия, подготовку и повышение квалификации реставраторов-проектировщиков и мастеров-реставраторов, информационного обслуживания и нормативного обеспечения реставрационной отрасли.
Отсутствие современной системы специализированных научно-проектных и производственных реставрационных организаций ведет к многочисленным невосполнимым потерям культурного наследия, поскольку множество вновь появившихся небольших частных реставрационных предприятий, как правило, выполняют обычный "евроремонт" вместо реставрации, зачастую без согласованной в установленном порядке научно-проектной документации, с низким качеством.
Работа по оптимизации состава и количества реставрационных организаций, которые необходимы, а также государственного финансирования их деятельности требует тесной координации действий комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области и местного самоуправления. Отсутствие достаточного государственного контроля не позволяет получить точные количественные данные о реальных объемах негосударственных инвестиций на реставрационные работы и, следовательно, оценить их реальный масштаб и эффективность. Между тем во многих случаях инвесторы привлекают к выполнению работ неквалифицированные кадры, реставрация ведется с грубейшими нарушениями методических и технологических норм, зачастую без согласованной в установленном порядке проектной документации и в отсутствии аттестованных реставраторов-профессионалов или вопреки их рекомендациям, а на охранных территориях и в охранных зонах производятся самовольные ремонтно-строительные работы. Ряд мероприятий программы нацелен на исправление этой ситуации. По данным обследований, проведенных в городах и районах области, требуют реставрации около ста памятников архитектуры. На ее осуществление требуется около 500 млн. рублей. В таком же состоянии находятся и памятники истории, в основном увековечивающие память героев-защитников, героев-освободителей, партизан и земляков, участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
В качестве основных мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия программой обозначены следующие:
создание государственного реестра объектов культурного наследия Брянской области;
проведение инвентаризации и мониторинга объектов культурного наследия, который позволит получить необходимую информацию об их состоянии, а также сведения о научно-исследовательской и проектной документации;
установление предмета охраны памятника;
осуществление первоочередных противоаварийных, консервационных и реставрационных работ по объектам культурного наследия с участием специалистов-реставраторов;
государственная поддержка в создании системы реставрационных организаций;
информационная и материальная поддержка охраны и сохранения культурного наследия;
установление для всех объектов культурного наследия (в том числе вновь выявленных) статуса объектов, ограниченных в обороте;
определение основания, критериев и порядка отчуждения объектов культурного наследия, находящихся в государственной и муниципальной собственности области, иным собственникам, в том числе критериев недопустимости такого отчуждения.
Проблемой первостепенной важности как в экономическом, так и в культурном аспектах следует считать скорейшее формирование в Брянской области системы комплексного управления и государственной охраны объектов культурного наследия как составляющей части общероссийской системы.