Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы (с изменениями на 23 сентября 2010 года)

2. Характеристика проблемы


Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

В настоящее время деятельность коммунального комплекса Брянской области характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются:

высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;

низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60 процентов. В целом по области (по состоянию на 1 января 2005 г.) износ котельных составлял 55 процентов, сетей водопровода - 65 процентов, сетей канализации -63 процента, тепловых сетей - 63 процента, электрических сетей - 58 процентов, водопроводных насосных станций - 65 процентов, канализационных насосных станций - 57 процентов, очистных сооружений водопровода - 54 процента, очистных сооружений канализации - 56 процентов, трансформаторных подстанций - 57 процентов.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.

Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии, что эквивалентно сжиганию 65 - 80 млн. тонн условного топлива в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10-15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.

Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения достигают 60 процентов поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения области питьевой водой нормативного качества. Нет необходимого комплекса очистных сооружений, не обеспечивается полное обеззараживание и очистка воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.

Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений большинство эксплуатируются 25 - 30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Вследствие этого неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.

При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения с использованием   нормативной   рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры области.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области отвечает стратегическим интересам Российской Федерации и позволит:

обеспечить более комфортные условия проживания населению Брянской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;

уменьшить объемы ветхого и аварийного жилищного фонда;

снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;

обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;

улучшить экологическое состояние территорий Брянской области.

Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет 61049,34 млн. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников, поэтому подпрограмма направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса. Одной из основных задач подпрограммы является формирование условий, обеспечивающих привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Реализация подпрограммы позволит:

привлечь средства федерального, областного и местных бюджетов для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

обеспечить использование бюджетных средств для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;

стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

разрабатывать и развивать механизмы привлечения средств внебюджетных источников в коммунальный комплекс.