В рамках областной целевой программы "Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области" (2007 - 2010 годы) предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
1) создание и развитие областной инновационной инфраструктуры и условий для ее эффективной и стабильной работы, в том числе создание автономной некоммерческой организации.
Задачи автономной некоммерческой организации:
развитие инновационной инфраструктуры Брянской области;
проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
организация и проведение смотров, конкурсов с целью выявления наиболее эффективных изобретений, "ноу-хау", новых товаров и технологий;
организация и проведение выставок для отбора наиболее конкурентоспособных технических решений с целью реализации заинтересованным партнерам, в том числе и за рубежом;
организация семинаров с целью подготовки патентных работников, изучение патентного закона Российской Федерации для его практического применения;
защита прав изобретателей, предприятий, организаций, а также государственных органов в судах по вопросу патентного закона Российской Федерации, закона о товарных знаках и промышленных образцах;
организация выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, оказание технической помощи по оформлению, защите, оценке объектов интеллектуальной собственности юридических и физических лиц;
осуществление контроля и анализа состояния инновационной деятельности на предприятиях области и представление предложений в департамент экономического развития Брянской области по улучшению этой работы (в ред. Постановления администрации Брянской области от 07.10.2009 N 1086);
2) поддержка инновационных проектов;
3) создание механизма венчурного финансирования (с участием средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников). Венчурное финансирование — это особый вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта.
Для предприятий малого инновационного бизнеса многие источники финансирования являются недоступными. Банки обычно очень осторожны и не рискуют выдавать кредиты малым предприятиям, особенно вновь созданным. Кредит таким предприятиям может быть предоставлен только при наличии первоклассных гарантий возврата кредитной суммы, получить которые весьма проблематично.
В последние годы все больше российских организаций открывают для себя такой канал мобилизации инвестиций, как создание венчурных (рисковых) компаний. Обычно речь идет о небольших инновационных группах, фирмах, занятых внедрением нововведений в производство.
Реализация наукоемких проектов по разным причинам далеко не всегда завершается предполагаемым положительным результатом. Естественно, что финансирование таких проектов весьма рискованно, и немногие банковские структуры готовы пойти на столь высокий риск. Вместе с тем, как показывает отечественный опыт, достигаемые при положительном результате дивиденды не идут ни в какое сравнение с традиционно получаемой прибылью, поэтому использование новых финансовых инструментов для вовлечения объектов интеллектуальной собственности и результатов НИОКР в инновационный процесс становится сегодня актуальным. Необходимо создать условия, способствующие привлечению капитала в эту сферу бизнеса, в том числе разработать соответствующую нормативную правовую базу.
При участии бюджета в финансировании деятельности венчурного инновационного фонда часть прибыли от реализации нововведений получит областной бюджет.
Реализация механизма венчурного финансирования позволит осуществлять коммерциализацию инновационных проектов, доводить научно-исследовательские разработки до опытных образцов и мелкосерийного производства;
4) создание механизма содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Основные задачи: создание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
5) предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам российских кредитных организаций в соответствии с законодательством, оформленных на финансирование инновационных проектов;
6) участие в общероссийских и международных программах научно-технического и инновационного развития;
7) проведение межрегиональных и областных научно-практических конференций, семинаров и "круглых столов" по вопросам развития инновационной деятельности;
8) проведение областных конкурсов (конкурс на лучший молодежный инновационный проект, конкурс на лучшее инновационное предложение студентов брянских учебных заведений, конкурс на лучшую инновационную организацию, смотр-конкурс на лучшее изобретение и рационализаторское предложение);
9) организация выставок по пропаганде внедрения инноваций в производство;
10) участие в российских и международных выставках и салонах инноваций и инвестиций;
11) участие в семинарах, научно-практических конференциях и форумах по вопросам развития инновационной деятельности, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Российским советом ВОИР и Роспатентом;
12) аналитические исследования и разработка предложений по совершенствованию инновационной политики (проведение общественных слушаний, "круглых столов", разработка и издание управленческих методических рекомендаций);
13) мониторинг развития инновационной деятельности в области.