Недействующий

Об утверждении концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы

3. Обеспечение финансовой стабилизации отрасли
и оптимизации тарифного регулирования


Одним из наиболее существенных препятствий для привлечения частного бизнеса к управлению коммунальными системами являются значительные суммы накопленной задолженности предприятий комплекса.

Региональная тарифная политика сегодня базируется на двух критериях, граничные значения которых определяются государством:

стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;

предельно допустимых (максимальных) индексах изменения тарифов и надбавок на услуги ЖКХ, а также платы населения за жилье и коммунальные услуги.

Фактическая стоимость жилищно-коммунальных услуг в Брянской области за 2006 год в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем составила 35,27 рубля.

В 2006 году выявилось, что проблема расхождения экономически обоснованного тарифа, фактических расходов на производство и поставку услуги потребителю и утвержденного тарифа осталась. Следствием этого является крайне медленное сокращение долгов в отрасли, убыточная хозяйственная деятельность субъектов рынка ЖКУ, неурегулируемые ценовые вопросы при заключении договоров с предприятиями, поставщиками и населением.

Существующее состояние отрасли нуждается в значительно более объемных вложениях для производства необходимых работ, вследствие чего у предприятий не хватает средств для расчетов со своими кредиторами.

Задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги также ложится на убытки жилищно-коммунальных предприятий.

Для оздоровления финансовой ситуации необходимо реструктуризировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.

Для решения этой проблемы необходимо:

разработать порядок реструктуризации задолженности в ЖКХ;

провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определить размеры задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, признаваемой бюджетами всех уровней и бюджетными организациями;

разработать типовую методику и стандартные формы для унифицированного учета и контроля за состоянием кредиторской задолженности бюджета перед предприятиями ЖКХ;

упорядочить работу с дебиторской задолженностью населения.

Работу по реструктуризации задолженности в жилищно-коммунальном секторе необходимо завершить до 1 января 2008 года.

Требует решения вопрос о дебиторской задолженности населения. Необходимо уделять постоянное внимание проведению претензионной работы с населением и взысканию в судебном порядке задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, вместе с тем упростив процедуру списания безнадежной просроченной задолженности.

Необходимо обеспечить механизм ежемесячной передачи от предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг органам социальной защиты населения информации о гражданах-получателях субсидий, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг свыше двух месяцев.

В комплексе программных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса, наряду с его финансовой стабилизацией особую роль надо отвести совершенствованию тарифного регулирования деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Основными направлениями совершенствования системы тарифного регулирования должны стать: четкое разграничение полномочий всех участвующих сторон; объединение единой методологической базы и единых принципов регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая установление единого периода регулирования тарифов; создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (амортизационных отчислений, прибыли и т.д.) на цели модернизации развития коммунальной инфраструктуры.

Необходимым условием формирования тарифов может стать наличие в них инвестиционной составляющей в тарифах на жилищно-коммунальные услуги и тарифах на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, что позволит дать дополнительные гарантии приходящим на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг области управляющим организациям в обеспечении стабильности их деятельности.

В связи с этим программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и инвестиционная программа являются важнейшими документами при формировании тарифов как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, или муниципальный энергетический план, - это комплексная оценка развития систем жизнеобеспечения муниципального образования на перспективу.

Она должна разрабатываться органами местного самоуправления с целью гарантированного покрытия перспективной потребности в энергоносителях для эффективного, качественного и надежного снабжения коммунальными ресурсами с минимальными издержками за весь жизненный цикл систем жизнеобеспечения, а также для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования за счет предоставления возможности быстро подключать новые объекты к коммунальным системам и получать коммунальные услуги по обоснованным ценам. Таким образом, комплексная программа развития и инвестиционная программа являются неотъемлемой частью процесса ценообразования. В упрощенном виде процедура тарифного регулирования должна выглядеть следующим образом. После формирования производственной и инвестиционной программ предприятия на очередной период его деятельности необходимо рассчитать объем необходимого ему финансирования для выполнения этих программ и соответствующие величины тарифов. Полученные значения тарифов должны быть протестированы на их приемлемость для потребителей (в первую очередь это относится к населению), и если платежеспособность потребителей позволяет, то данные тарифы должны быть утверждены. Если платежеспособность потребителей низка, то необходимо скорректировать в сторону уменьшения производственную либо инвестиционную программу, рассчитать новый объем финансовых потребностей и новые значения тарифов.

Достаточно важным фактором оценки эффективности системы тарифного регулирования является анализ ее устойчивости и неизменности. Создаваемая на муниципальном уровне система тарифного регулирования более устойчива к внесению в нее изменений, если базой для ее функционирования являются нормативно-правовые акты органов самоуправления муниципального образования.