Одним из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства является создание конкурентной среды в жилищной сфере, которое позволит определить рыночные основы работы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивать оптимальное соотношение между стоимостью и качеством жилищно-коммунальных услуг.
В качестве основных задач для дальнейшей реализации указанного направления обозначить следующее:
1) проведение конкурсов по управлению жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
2) оказание содействия в создании и деятельности товариществ собственников жилья;
3) установление четких и ясных критериев отбора управляющих организаций при проведении конкурса.
Основными критериями выбора победителя должны быть:
опыт работы организации (или ее сотрудников) в жилищно-коммунальной сфере;
заявленная стоимость выполнения работ;
предложенный бизнес-план осуществления деятельности по управлению имуществом;
предложенный собственникам и нанимателям жилых помещений договор на управление с указанием конкретного перечня жилищных и коммунальных услуг.
С целью повышения эффективности организации и проведения конкурсов по управлению и обслуживанию жилищным фондом и муниципальными объектами инженерной инфраструктуры необходимо осуществлять мониторинг результатов проведенных конкурсов. Показателями, на основе которых осуществляется мониторинг, могут быть:
количество проведенных конкурсов;
перечень и объемы работ, выставлявшихся на конкурс;
стартовая цена конкурса и цена его победителя;
количество и организационно-правовая форма организаций, участвовавших в конкурсе;
заключен ли договор по итогам конкурса, срок, на который он заключен, и другие показатели.
Ключевой предпосылкой развития конкурентных отношений является обеспечение финансовой стабильности в жилищно-коммунальной отрасли. Реализация данного направления осуществляется через формирование партнерских отношений субъектов жилищно-коммунального хозяйства. Такая договорная конструкция позволит привлечь в коммунальный сектор крайне необходимые частные инвестиции, даст возможность формализовать и минимизировать инвестиционные риски, повысит эффективность управления предприятиями, снизит непроизводственные издержки и в конечном итоге оптимизирует цены на жилищно-коммунальные услуги.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфере управления за получение заказа от собственников и конкуренции подрядных организаций за получение заказа от управляющей компании.
Оптимальная схема управления имуществом жилищно-коммунального сектора будет создана тогда, когда будет осуществлено разделение ответственности:
собственников - за содержание своего имущества, определение целей управления им и источников финансирования поставленных целей;
управляющей организации - за планирование и организацию работ, обеспечивающих реализацию поставленных целей;
подрядных организаций - за качество выполнения работ, заказанных управляющей организацией.
Реализуя основные целевые установки собственников по поводу содержания имущества, управляющая организация осуществляет долгосрочное планирование этой деятельности. Формирование профессионального конкурентного управления является одним из ключевых показателей преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Развитие профессионального бизнеса по управлению имуществом ЖКХ должно постепенно привести к частичной переориентации затрат с текущих на капитальные. Управляющая организация в случае заключения достаточно длительного договора и при обеспечении стабильных условий финансирования будет заинтересована в рациональном использовании средств, осуществлении ресурсосберегающих мероприятий.
В целях повышения эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры необходимо продолжение обеспечения доступа в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг наравне с муниципальными унитарными жилищно-эксплуатационными предприятиями акционерных обществ либо хозяйствующих субъектов иных организационно-правовых форм. Роль органов местного самоуправления должна сводиться к обеспечению равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм, к контролю за качеством управления муниципальной долей в общедолевой собственности и выделению бюджетных средств на содержание данной доли в части компенсации затрат на капитальные ремонты, к контролю за деятельностью управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, а также к содействию повышения уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
В этих целях необходимо разработать и утвердить:
порядок, условия контроля и единые критерии оценки деятельности организаций, функционирующих в сфере ЖКХ;
общеобластные стандарты качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;