Недействующий

Об утверждении концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы

5. Обеспечение надлежащего технического
состояния жилищного фонда


Жилье - одна из главных составляющих благосостояния человека, тесно связанная с иными составляющими качества жизни.

В жилищной сфере сложилась опасная ситуация из-за хронического недоремонта жилья и его стремительного старения. Считается, что при степени износа свыше 70 проц. жилищный фонд становится вообще неремонтопригодным. Однако доля такого жилья из года в год растет. В Брянской области объем ветхого жилья составляет 667,8 тыс. кв. м, что составляет 2,4 проц. от общей площади жилищного фонда области. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 552 Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждались критерии и технические условия отнесения жилых домов и помещений к категории ветхих или аварийных. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания его пригодным для проживания и основания, по которым оно признается непригодным для проживания, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу. Это означает, что понятие "ветхое" заменено на "помещение, непригодное для проживания". Соответственно, критерии и технические условия отнесения жилых домов и помещений к категории ветхих не применяются. Им на замену пришли требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Ситуация усугубилась после массовой передачи на баланс муниципалитетов ведомственного жилья, состояние которого оставляет желать лучшего. Также существенными причинами непрекращающегося обветшания жилищного фонда являются сохраняющаяся до сих пор неопределенность в отношении прав собственности и отсутствие действенных механизмов управления и содержания жилищного фонда. Приватизация завершилась в части, затрагивающей отдельные квартиры, права же и обязанности собственников в отношении общего имущества многоквартирных домов до сих пор не определены. В результате такое имущество остается бесхозяйным. Если сегодня не принять срочных мер, то завтра дома, находящиеся в удовлетворительном состоянии, перейдут в разряд непригодных для проживания и аварийных. Эту ситуацию нельзя исправить простым увеличением объемов жилищного строительства. Нужна долгосрочная программа на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по проведению капитального ремонта жилфонда на условиях софинансирования. Необходимо провести тщательный мониторинг по определению истинных объемов жилья, непригодного для проживания, а также возможных вариантов улучшения жилищных условий проживающих в нем граждан.

Для этого нужно разработать объективные критерии оценки целесообразности реновации изношенных зданий. Дома, требующие сноса, следует выделить как аварийный жилой фонд. Другие ветхие здания должны подлежать реновации: капитальному ремонту, модернизации или санации. Необходимо установить параметры, по которым жилье будет относиться к конкретной группе.

Для каждой из этих групп должны быть определены технологические и организационные решения, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах. Также необходима разработка стандартов ремонта и содержания жилья. Капитальный ремонт и особенно реконструкция требуют значительных удельных затрат, которые доходят до 75 проц. нового строительства. Вот почему очень важно иметь четкие критерии обоснования реновации ветхого жилья.

В настоящее время государство не может в полной мере снять с себя ответственность за проведение капитального ремонта и модернизацию жилья из соображений социальной справедливости и недостаточной платежеспособности населения. Это может дискредитировать реформу ЖКХ и повысить социальную напряженность. Необходимо рационально сочетать участие бюджетов всех уровней и собственников при финансировании капитального ремонта и модернизации жилых домов. Учитывая различия в социальном статусе и доходах граждан, проживающих в многоквартирных домах, следует рассмотреть схему субсидирования расходов на капитальный ремонт малообеспеченных семей.