АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 августа 2007 года N 1090-р
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
распоряжения Правительства Брянской области от 27.03.2017 N 84-рп
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса области, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области обеспечить реализацию положений Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на 2007 - 2010 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Кузавлева Е.Д.
Губернатор
Н.В.Денин
Утверждена
Распоряжением
администрации
Брянской области
от 27 августа 2007 г. N 1090-р
I. Введение
Преобразование отраслей экономики Российской Федерации обеспечило переход от командно-административной системы управления к рыночному механизму хозяйствования, однако этот тезис не является отражением современного состояния жилищно-коммунального комплекса области. Он по-прежнему является жестко администрированным, работающим по неэффективной, исторически сложившейся схеме построения взаимоотношений.
Несмотря на разработанную ранее программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Брянской области", необходимо констатировать факт, что основная цель программы - социально-ориентированная и безубыточная работа жилищно-коммунального хозяйства области - достигнута не была. В значительной мере это явилось следствием того, что разработанная на длительный срок программа не смогла быть адекватной изменениям, происходящим как в законодательстве, так и в обществе в целом.
Отсутствие гибких механизмов выполнения поставленных программой задач снижало, а зачастую сводило к нулю действенность мероприятий, осуществленных в рамках реформирования ЖКХ. Для повышения эффективности мер, направленных на реформирование отрасли, с учетом динамики развития отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства оптимальным периодом действия настоящей Концепции определен четырехлетний срок, в течение которого представляется реально осуществимой перспектива реализации основных концептуальных направлений развития жилищно-коммунального комплекса области, включающих в себя вопросы:
оптимизации управления жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
создания условий и реального улучшения качества предоставляемых услуг, основанных на добросовестной конкуренции и договорных отношениях хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
социальной защиты населения;
проведения политики оздоровления жилищно-эксплуатационных предприятий.
В настоящее время жилищно-коммунальные услуги населению Брянской области оказывают 657 предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с общим количеством работающих 29,3 тысячи человек.
Жилищно-коммунальный комплекс Брянской области включает в себя:
около 30000,0 тыс. квадратных метров общей площади жилищного фонда;
1033,9 км тепловых сетей;
788,6 км канализационных сетей;
5659,3 км водопроводных сетей;
45513,6 км электрических сетей.
Уровень благоустройства жилищного фонда области характеризуется обеспеченностью:
центральным отоплением - на 71,6 процента;
горячим водоснабжением - на 50,9 процента;
водопроводом - на 62,3 процента;
канализацией - на 57,2 процента.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60 процентов, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к значительному износу, высокой аварийности и ресурсной неэффективности. Отсутствие необходимых инвестиций и работ по модернизации ЖКХ вызывает экономические потери, социальную напряженность и неприятие населением идей и методов рыночных преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Анализ финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в 2006 году показывает, что число убыточных предприятий составляет 95 проц. от числа предприятий этого вида деятельности. Предприятия не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в стабильном эксплуатационном режиме. Между тем в их хозяйственном ведении находятся социально значимые объекты жилого и нежилого фонда, вся инженерная инфраструктура.
Установлены недостатки в работе органов местного самоуправления, устранение которых может стать резервом получения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства дополнительных доходов и источником сокращения кредиторской задолженности:
1) неполное возмещение расходов от разницы в тарифах, не покрываемых платежами населения;
2) отсутствие целенаправленной работы по оптимизации расходов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
3) не проводилась целенаправленная работа по инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и включению признанной задолженности бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в расходную часть местных бюджетов при формировании межбюджетных отношений;
4) недостаточная работа по сбору текущих платежей с населения за ЖКУ и снижению задолженности прошлых лет.
Стратегической целью реализации Концепции является обеспечение комфортности проживания граждан в жилищном фонде Брянской области, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения.
Исходя из анализа ситуации, сложившейся в жилищно-коммунальном хозяйстве области, предусматривается выделение в рамках стратегической цели следующих целей реализации Концепции:
1. Обеспечение финансовой стабилизации отрасли и оптимизация тарифного регулирования.
2. Обеспечение надлежащего технического состояния жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий для привлечения инвестиций.
4. Изменение структуры отрасли и управления жилищно-коммунальной сферой.
5. Упорядочение договорных отношений при предоставлении потребителям коммунальных услуг.
6. Обеспечение мер социальной поддержки населения.
В основу системы управления коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственниками инженерной инфраструктуры, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющих обслуживание объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Таким образом, необходимо выделение всех субъектов жилищно-коммунального рынка и строгое разграничение их функций и обязанностей.
Базовым элементом новой схемы построения взаимоотношений является собственник жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Именно собственник в полном объеме несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и определяет то, кем, как и на каких условиях оно будет обслуживаться. Формирование эффективного собственника - первоочередная задача системы программных мероприятий.
Собственник жилищного фонда, не имея необходимого технического и кадрового ресурса, привлекает для управления принадлежащим ему имуществом управляющую компанию (второй элемент предлагаемой схемы). Управляющая компания - это организация любой формы собственности, в управление которой передается жилищный фонд. Управляющая компания привлекается на конкурсной основе и работает в рамках заключенного с собственником жилищного фонда договора на управление. Затраты на содержание управляющей компании могут возмещаться различными способами, в т.ч. включаться в тариф на содержание жилищного фонда (коммунальной инфраструктуры). Все вопросы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственник решает с управляющей компанией и не имеет непосредственных отношений с поставщиками услуг, за исключением их оплаты. Определение количества и качества жилищно-коммунальных услуг, необходимых для поддержания в надлежащем техническом состоянии жилищного фонда, привлечение на конкурсной основе эффективных поставщиков жилищно-коммунальных услуг, контроль качества выполняемых работ (оказываемых услуг) - основные функции управляющей компании. Договор, заключенный между управляющей компанией и подрядной организацией, позволяет первой контролировать качество и своевременность выполнения работ (оказания услуг), а второй - получать причитающийся объем денежных средств за поставленные жилищно-коммунальные услуги. Предлагаемая схема построения взаимоотношений не исключает возможность заключения договоров непосредственно между собственником жилищного фонда и предприятиями-поставщиками услуг. В настоящее время в большинстве многоквартирных домов муниципального жилищного фонда жилые помещения находятся в собственности физических и юридических лиц, приобретших их по тем или иным основаниям. По сути они уже не находятся в муниципальной собственности, в связи с чем подобные дома нельзя назвать муниципальным жилищным фондом в полном смысле этого слова. Многоквартирные дома, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, составляют весьма незначительную его часть.
Сетевая коммунальная инфраструктура находится в собственности муниципалитетов и должна передаваться на обслуживание специализированным коммунальным организациям на договорных условиях. В связи с принятием федерального закона, регулирующего концессионные механизмы, сетевая коммунальная инфраструктура может передаваться на обслуживание на условиях договора концессии.
Кроме того, в казне Брянской области имеется жилищный фонд, часть из которого в объеме 311 тыс. кв. м закреплена за предприятиями и учреждениями различных форм собственности. В настоящее время не определен орган исполнительной власти, полноценно осуществляющий управление государственным жилищным фондом, а также полномочия собственника при его приватизации.
Для разрешения сложившихся проблемных ситуаций необходимо:
систематизировать работу по учету государственного жилищного фонда;
разработать нормативно-правовую базу по учету специализированного жилищного фонда и жилья социального найма;
провести мониторинг государственного жилищного фонда в целях последующей передачи его части в муниципальную собственность;
провести инвентаризацию муниципальной собственности;
передать все объекты инфраструктуры (в том числе бесхозяйные) в муниципальную собственность с последующим юридическим оформлением права собственности;
зарегистрировать право муниципальной собственности на основные фонды жилищно-коммунального комплекса, обеспечив управление данным имуществом;
предусмотреть условия для сохранения стратегически важных муниципальных предприятий, деятельность которых гарантирует необходимый уровень стабильности в жилищно-коммунальном комплексе;
провести инвентаризацию, реструктуризацию задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями ЖКХ;
осуществить реструктуризацию кредиторской и дебиторской задолженностей организаций жилищно-коммунального хозяйства;
разработать эффективный порядок приема в муниципальную собственность бесхозяйных сетей и порядок их финансирования до включения этих затрат в состав соответствующих тарифов;
исключить до конца 2007 года из реестра муниципальной собственности жилые и нежилые помещения, находящиеся в частной собственности;
решить вопрос о надлежащем оформлении прав на земельные участки собственников жилья в многоквартирных домах;
обеспечить создание равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
на конкурсной основе передавать по агентским договорам, договорам концессии, доверительного управления и иным коммунальные сети и объекты инженерной инфраструктуры в целях их модернизации и реконструкции;
определить оптимальное (рекомендуемое) количество жилищного фонда для управления одной управляющей организации;
использовать территориально-отраслевой принцип организации структуры жилищно-коммунального комплекса;
способствовать выстраиванию четких договорных отношений (собственники - управляющая компания - подрядные организации) независимо от организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов;
создать демонстрационные зоны с учетом новых технологий в энергосбережении, в техническом обслуживании, ремонте и содержании жилого фонда;
обеспечить наличие определенных гарантий на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг путем реализации одного или нескольких следующих вариантов:
а) страхование управляющей компанией своего бизнеса;
б) сопоставимость уставного капитала и месячного объема предоставляемых услуг;
в) банковские гарантии;
г) разработка совместных регламентов по процедуре ограничения, приостановления и прекращения подачи энергоносителей, предоставления жилищных услуг;
д) иных способов, соответствующих требованиям действующего законодательства;
способствовать проведению собраний собственников помещений многоквартирных домов по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом.
Одним из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства является создание конкурентной среды в жилищной сфере, которое позволит определить рыночные основы работы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивать оптимальное соотношение между стоимостью и качеством жилищно-коммунальных услуг.
В качестве основных задач для дальнейшей реализации указанного направления обозначить следующее:
1) проведение конкурсов по управлению жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры;
2) оказание содействия в создании и деятельности товариществ собственников жилья;
3) установление четких и ясных критериев отбора управляющих организаций при проведении конкурса.
Основными критериями выбора победителя должны быть:
опыт работы организации (или ее сотрудников) в жилищно-коммунальной сфере;
заявленная стоимость выполнения работ;
предложенный бизнес-план осуществления деятельности по управлению имуществом;
предложенный собственникам и нанимателям жилых помещений договор на управление с указанием конкретного перечня жилищных и коммунальных услуг.
С целью повышения эффективности организации и проведения конкурсов по управлению и обслуживанию жилищным фондом и муниципальными объектами инженерной инфраструктуры необходимо осуществлять мониторинг результатов проведенных конкурсов. Показателями, на основе которых осуществляется мониторинг, могут быть:
количество проведенных конкурсов;