1. Состояние проблемы
Происходящие изменения в детской и молодежной среде в начале XXI столетия привели к необходимости координации усилий по различным направлениям деятельности в интересах детства и молодежи.
С этой точки зрения представляют интерес действующие целевые и ведомственные программы по обеспечению защиты прав детей и молодежи, гарантированности сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения нации.
Осуществляемая политика по совершенствованию системы оздоровления и отдыха детей и молодежи может оцениваться как последовательная и целесообразная. В конце 90-х годов данная проблема выдвинулась в разряд приоритетных. Документы и нормативно-правовые акты, разработанные в ходе реализации Федеральной целевой программы "Организация летнего отдыха детей", заложили реальную основу для принципиального изменения подходов и обеспечения занятости, развивающей деятельности и полноценного восстановления здоровья детей во внеучебное время.
Процессы, которые традиционно определялись как эпизодические, ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха различных категорий детей и молодежи как в каникулярное время, так и в течение всего года.
Изменение социальной структуры общества повлекло за собой и структурные изменения в сфере организации детского и молодежного отдыха. Можно выделить две разнонаправленные тенденции в развитии данного сектора общественной жизни:
а) расширение возможностей оздоровления и отдыха (появление новых видов услуг, возникновение учреждений отдыха нового типа, в том числе различных видов собственности);
б) сокращение традиционных форм отдыха (загородные детские лагеря предприятий, профилактории и здравницы в южных регионах страны, страноведческие экскурсии и поездки учащихся).
В связи с недоступностью некоторых форм отдыха для большей части населения встает вопрос о разработке программ обеспечения оздоровления и отдыха на новых концептуальных основах. Логикой развития социальных процессов диктуется необходимость более полного использования существующих моделей организации детского и молодежного отдыха с параллельной апробацией новых вариантов этого рода деятельности.
На протяжении многих лет сфера детского отдыха обозначается как приоритетная в деятельности различных социальных институтов. Следует отметить ряд закрепившихся положительных тенденций в этой области.
Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психологического и социального здоровья детей понимаются как первоочередная задача специалистами различных профессий, в том числе педагогами, медиками, социальными работниками.
Закреплено представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков.
Требования к совершенствованию развивающего потенциала работы с детьми во внеурочное время становятся обязательными и нормативными при разработке содержания деятельности субъектов организации отдыха.
Значительно расширена типология субъектов организации отдыха по различным основаниям:
а) по месту базирования;
б) по специфике контингента принимаемых детей;
в) по качеству и стоимости оказываемых услуг;
г) по срокам функционирования;
д) по характеру осуществляемой деятельности.
Разрабатываются и получают распространение в широкой практике вариативные программы (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности. Апробируются инновационные педагогические технологии и принципиально новые механизмы взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи в условиях, которые диктуются становлением рыночных отношений в экономике.
Совершенствуется нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование различных форм организации детского и молодежного отдыха. Опубликованные в рамках реализации Федеральной целевой программы "Организация летнего отдыха детей" документы различного уровня свидетельствуют о заинтересованном отношении государственных органов к данной проблеме. Существенные изменения произошли и в структуре организации отдыха и оздоровления.
Однако одной из самых ощутимых потерь последнего десятилетия следует считать существовавшую ранее систему взаимодействия специалистов в сфере организации и отдыха детей и молодежи. Разрушение системы интеграции (на ведомственном, межведомственном, муниципальном, региональном, межрегиональном уровнях) привело не только к фактическому сокращению учреждений организации отдыха и оздоровления, но и, как следствие, к более серьезным социальным явлениям: вне поля внимания взрослых во внеучебное время остается огромное число детей и молодежи. Необеспеченность занятости социально и личностно значимыми формами организации досуга приводит к стихийным проявлениям в детской и молодежной среде, что, в свою очередь, ведет к безнадзорности, росту и снижению возрастных границ преступности и заболеваемости и включению подростков в состав криминогенных группировок, "групп риска".
С одной стороны, перечисленные позитивные и негативные тенденции, в соотношении часто представляющие собой неразрешимые противоречия, серьезно осложняют управление процессами в обозначенной сфере. С другой - утверждают отдых и оздоровление детей и молодежи как совершенно самостоятельное явление педагогической действительности, требующее системного подхода при анализе современного состояния и при определении перспектив развития.
Существует по меньшей мере три аспекта, на которых необходимо остановиться при рассмотрении возможных направлений развития сферы детского и молодежного отдыха и оздоровления в Брянской области:
1. Необходимость закрепления как в правовых документах, так и в непосредственной практике реализации содержательных программ представлений об организации отдыха и оздоровления как о постоянно действующей, не ограничивающейся рамками каникулярного времени, системе, обеспечивающей поддержание физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.
2. Потребность регулирования использования выделяемых средств, в том числе приоритетное финансирование наиболее значимых социальных проектов.
Организация работы по обеспечению детского и молодежного отдыха в Брянской области характеризуется стремлением найти оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью ресурсных возможностей и необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся. В последние годы возрастает число детей, подростков и молодежи, охваченных летней оздоровительной кампанией. Каждый ребенок школьного возраста имеет возможность принять участие в одной из форм оздоровления и отдыха. Это происходит благодаря увеличению числа стационарных лагерей и развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления молодежи, как палаточные лагеря, центры дневного пребывания, военно-полевые сборы для старшеклассников, туристические походы, археологические и краеведческие экспедиции.
Некоторые из этих форм отдыха и оздоровления не являются оптимальными и сложились как следствие попыток компенсировать дефицит ресурсных возможностей. Альтернативой лагерям дневного пребывания могут быть палаточные лагеря, туристические походы и другие малозатратные виды отдыха.