Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  21 февраля 2006 года N 120


О концепции развития системы оздоровления и отдыха
 детей и молодежи в Брянской области
на 2006 - 2009 годы  

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 19.08.2024 N 377-п
____________________________________________________________________

В целях создания экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы детского и молодежного оздоровления и отдыха в Брянской области, выработки правовых мер и механизмов ее регулирования и государственной поддержки

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию развития системы оздоровления и отдыха детей и молодежи в Брянской области на 2006 - 2009 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области по курируемому вопросу.

3. Постановление опубликовать в печати в изложении.

Губернатор
Н.В.Денин

     


Утверждена
Постановлением
администрации
Брянской области
от 21 февраля 2006 г. N 120

Концепция
развития системы оздоровления и отдыха детей и молодежи
в Брянской области на 2006 - 2009 годы

1. Состояние проблемы

Происходящие изменения в детской и молодежной среде в начале XXI столетия привели к необходимости координации усилий по различным направлениям деятельности в интересах детства и молодежи.

С этой точки зрения представляют интерес действующие целевые и ведомственные программы по обеспечению защиты прав детей и молодежи, гарантированности сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения нации.

Осуществляемая политика по совершенствованию системы оздоровления и отдыха детей и молодежи может оцениваться как последовательная и целесообразная. В конце 90-х годов данная проблема выдвинулась в разряд приоритетных. Документы и нормативно-правовые акты, разработанные в ходе реализации Федеральной целевой программы "Организация летнего отдыха детей", заложили реальную основу для принципиального изменения подходов и обеспечения занятости, развивающей деятельности и полноценного восстановления здоровья детей во внеучебное время.

Процессы, которые традиционно определялись как эпизодические, ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха различных категорий детей и молодежи как в каникулярное время, так и в течение всего года.

Изменение социальной структуры общества повлекло за собой и структурные изменения в сфере организации детского и молодежного отдыха. Можно выделить две разнонаправленные тенденции в развитии данного сектора общественной жизни:

а) расширение возможностей оздоровления и отдыха (появление новых видов услуг, возникновение учреждений отдыха нового типа, в том числе различных видов собственности);

б) сокращение традиционных форм отдыха (загородные детские лагеря предприятий, профилактории и здравницы в южных регионах страны, страноведческие экскурсии и поездки учащихся).

В связи с недоступностью некоторых форм отдыха для большей части населения встает вопрос о разработке программ обеспечения оздоровления и отдыха на новых концептуальных основах. Логикой развития социальных процессов диктуется необходимость более полного использования существующих моделей организации детского и молодежного отдыха с параллельной апробацией новых вариантов этого рода деятельности.

На протяжении многих лет сфера детского отдыха обозначается как приоритетная в деятельности различных социальных институтов. Следует отметить ряд закрепившихся положительных тенденций в этой области.

Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психологического и социального здоровья детей понимаются как первоочередная задача специалистами различных профессий, в том числе педагогами, медиками, социальными работниками.

Закреплено представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков.

Требования к совершенствованию развивающего потенциала работы с детьми во внеурочное время становятся обязательными и нормативными при разработке содержания деятельности субъектов организации отдыха.

Значительно расширена типология субъектов организации отдыха по различным основаниям:

а) по месту базирования;

б) по специфике контингента принимаемых детей;

в) по качеству и стоимости оказываемых услуг;

г) по срокам функционирования;

д) по характеру осуществляемой деятельности.

Разрабатываются и получают распространение в широкой практике вариативные программы (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности. Апробируются инновационные педагогические технологии и принципиально новые механизмы взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи в условиях, которые диктуются становлением рыночных отношений в экономике.

Совершенствуется нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование различных форм организации детского и молодежного отдыха. Опубликованные в рамках реализации Федеральной целевой программы "Организация летнего отдыха детей" документы различного уровня свидетельствуют о заинтересованном отношении государственных органов к данной проблеме. Существенные изменения произошли и в структуре организации отдыха и оздоровления.

Однако одной из самых ощутимых потерь последнего десятилетия следует считать существовавшую ранее систему взаимодействия специалистов в сфере организации и отдыха детей и молодежи. Разрушение системы интеграции (на ведомственном, межведомственном, муниципальном, региональном, межрегиональном уровнях) привело не только к фактическому сокращению учреждений организации отдыха и оздоровления, но и, как следствие, к более серьезным социальным явлениям: вне поля внимания взрослых во внеучебное время остается огромное число детей и молодежи. Необеспеченность занятости социально и личностно значимыми формами организации досуга приводит к стихийным проявлениям в детской и молодежной среде, что, в свою очередь, ведет к безнадзорности, росту и снижению возрастных границ преступности и заболеваемости и включению подростков в состав криминогенных группировок, "групп риска".

С одной стороны, перечисленные позитивные и негативные тенденции, в соотношении часто представляющие собой неразрешимые противоречия, серьезно осложняют управление процессами в обозначенной сфере. С другой - утверждают отдых и оздоровление детей и молодежи как совершенно самостоятельное явление педагогической действительности, требующее системного подхода при анализе современного состояния и при определении перспектив развития.

Существует по меньшей мере три аспекта, на которых необходимо остановиться при рассмотрении возможных направлений развития сферы детского и молодежного отдыха и оздоровления в Брянской области:

1. Необходимость закрепления как в правовых документах, так и в непосредственной практике реализации содержательных программ представлений об организации отдыха и оздоровления как о постоянно действующей, не ограничивающейся рамками каникулярного времени, системе, обеспечивающей поддержание физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.

2. Потребность регулирования использования выделяемых средств, в том числе приоритетное финансирование наиболее значимых социальных проектов.

Организация работы по обеспечению детского и молодежного отдыха в Брянской области характеризуется стремлением найти оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью ресурсных возможностей и необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся. В последние годы возрастает число детей, подростков и молодежи, охваченных летней оздоровительной кампанией. Каждый ребенок школьного возраста имеет возможность принять участие в одной из форм оздоровления и отдыха. Это происходит благодаря увеличению числа стационарных лагерей и развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления молодежи, как палаточные лагеря, центры дневного пребывания, военно-полевые сборы для старшеклассников, туристические походы, археологические и краеведческие экспедиции.

Некоторые из этих форм отдыха и оздоровления не являются оптимальными и сложились как следствие попыток компенсировать дефицит ресурсных возможностей. Альтернативой лагерям дневного пребывания могут быть палаточные лагеря, туристические походы и другие малозатратные виды отдыха.

Анализ структуры организационных форм отдыха указывает на преобладание различных видов услуг для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Эта тенденция вполне оправдана с учетом многочисленности детей этой категории и необходимости их реабилитации.

3. Эффективность обеспечения детского и молодежного отдыха и оздоровления в Брянской области предполагает наличие определенного комплекса условий:

1) разработка нормативно-правовых актов различного уровня.

Главным на настоящий момент является взаимодействие различных управлений и ведомств, а следовательно, согласование их действий в едином правовом поле, достижение договоренности о зонах компетентности и степени взаимного делегирования полномочий в решении тех или иных вопросов.

Актуальным при этом становится межведомственный подход и разработка единых требований к процедурам лицензирования, аккредитации, сертификации, контроля и оценки деятельности субъектов обеспечения отдыха и оздоровления. Все это диктует необходимость работы межведомственных органов для коллегиального курирования вопросов организации отдыха детей и молодежи, каким и является областной координационный совет по организации оздоровления и отдыха детей и молодежи в Брянской области.

Документы рекомендательного характера, разрабатываемые управлениями и ведомствами, должны содержать указания приоритетных направлений деятельности для определения содержания деятельности непосредственно субъектами обеспечения отдыха и оздоровления;

2) научное обоснование.

Специалисты-организаторы детского и молодежного отдыха должны быть знакомы с существующими концепциями в области образования, воспитания, социальной политики в отношении подрастающего поколения. Доступными и востребованными должны стать действующие федеральные и целевые программы различного уровня.

Переход к реализации вариативных авторских программ должен допускаться только на основе научной экспертизы и последовательной апробации того или иного проекта на практике.

Формирование основных критериев, нормирующих деятельность организаторов отдыха детей и молодежи, приведет к повышению уровня реализации педагогических технологий.

Перспективные линии исследований в данной сфере недостаточно обеспечены специалистами высокой квалификации. Подбор состава преподавателей для подготовки высококвалифицированных кадров и последующего обучения непосредственных организаторов отдыха должен стать одной из ведущих задач с точки зрения научного обеспечения рассматриваемой сферы деятельности;

3) информационное обеспечение.

Руководители субъектов обеспечения отдыха, оздоровления и занятости должны быть своевременно информированы об изменениях в сфере своей профессиональной деятельности в рамках их должностной компетенции, оперативно получать соответствующую информацию от областного координационного совета по организации оздоровления и отдыха детей и молодежи.

Роль средств массовой информации видится в первую очередь в освещении вопросов организационного, научно-методического характера по данной проблеме.

Необходимо активнее внедрять в сфере обеспечения детского и молодежного отдыха современные средства телерадиокоммуникации, компьютерные, информационные, рекламные и другие виды современных технологий;

4) методическое обеспечение.

Методическое обеспечение предусматривает прежде всего наличие и описание общих и конкретных методик осуществления деятельности в той или иной сфере. Разработка и публикация такого рода методик в сфере детского и молодежного отдыха и оздоровления - на сегодняшний день задача специалистов-практиков, так как деятельность методических служб и специально подготовленных методистов в данной области пока крайне ограниченна.

Уровень методических сборников и отдельных разработок должен стать предметом обсуждения специально создаваемых методических (экспертных) советов, методических совещаний, научно-практических конференций;

5) материально-техническое и финансовое обеспечение.

Для развития учреждений системы обеспечения детского и молодежного отдыха Брянской области необходима разработка механизмов привлечения внебюджетных средств, расширение поступлений инвестиционных средств заинтересованных организаций и предприятий, помимо целевого бюджетного финансирования.

Наиболее широкая группа учреждений оздоровления и отдыха Брянской области, находящихся на балансе предприятий, имеет разные формы собственности. Далеко не все предприятия и ведомства в состоянии содержать загородные оздоровительные лагеря. Изменения в социально-экономической ситуации, связанные с переходом к рынку, падение уровня производства сделали невозможным для части предприятий решение социальных вопросов в прежнем объеме. Для многих из них лагеря становятся непосильной ношей;

6) кадровое обеспечение.

Кадровое обеспечение является одновременно гарантией сохранения имеющегося опыта в сфере детского и молодежного отдыха и возможностью его развития за счет освоения современных педагогических, организационных и релаксационных технологий.

Немаловажной представляется и разработка мер стимулирования специалистов данной сферы.

Все перечисленные условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Обеспечение (или необеспечение) одного из них ведет к изменению функционирования системы в целом.

В современных условиях необходима единая государственная политика в Брянской области, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению проблем в сфере детского и молодежного отдыха и оздоровления, в поиске новых подходов к их решению, в определении концептуальных основ государственной политики в отношении системы детского и молодежного отдыха и оздоровления и, наконец, в принятии плана мероприятий, определяющего направления и механизмы обеспечения государственной поддержки системы детского и молодежного оздоровления и отдыха в Брянской области.

2. Основные цели, задачи и принципы концепции


Основными целями концепции являются создание экономических, правовых, организационных условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы детского и молодежного оздоровления и отдыха в Брянской области, выработка правовых мер и механизмов ее регулирования и государственной поддержки.

Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:

развитие многообразных форм собственности оздоровительных учреждений;

представление юридической и экономической самостоятельности учреждений оздоровления и отдыха;

соответствующее изменение политики государственного регулирования и поддержки;

анализ существующей ситуации в сфере детского и молодежного оздоровления и отдыха;

эффективная реализация действующего законодательства в отношении субъектов системы детского и молодежного оздоровления и отдыха;

создание механизмов кадрового обеспечения субъектов детского и молодежного оздоровления и отдыха;

укрепление материально-технической и финансовой базы детского и молодежного оздоровления и отдыха;

формирование комплекса нормативного, правового, организационно-методического обеспечения функционирования системы детского и молодежного оздоровления и отдыха.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»