Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Брянской области, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан.
Начата реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.
Разработанные в рамках реформирования региональных финансов механизмы направлены как на повышение качества бюджетных социальных услуг, так и на обеспечение прямой связи между результатами работы учреждений и их финансированием.
Мероприятия, предусмотренные приоритетными национальными проектами, подкреплены бюджетным финансированием. Тем не менее сохраняются неточности в процессе бюджетного планирования. В результате вновь требуется внесение изменений в областной бюджет уже в процессе его исполнения.
Увеличены в реальном выражении размеры оплаты труда работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, единовременных денежных выплат.
В регионе пока действуют уравнительные подходы к оплате труда, не ориентированные на конечный результат. Реструктуризация сложившейся бюджетной сети проводится медленными темпами.
Проведенная реформа системы натуральных льгот позволила повысить эффективность социальной поддержки населения региона. Бюджетные средства на эти цели предусматриваются в необходимых объемах.
Вступил в силу новый федеральный закон о государственных закупках, более четко регламентирующий процедуры проведения торгов, создающий условия для расширения круга поставщиков и более эффективного использования бюджетных средств, но из-за отсутствия ряда федеральных подзаконных нормативных актов новый механизм закупок пока еще не заработал в полной мере.
В 2005 году начато и проводится реформирование региональных финансов, целью которого является повышение эффективности использования бюджетных средств путем улучшения качества предоставляемых бюджетных услуг, снижения затрат на предоставление бюджетных услуг и выполнение функций государства. В рамках реализации первого этапа реформы были приняты законы и нормативные правовые акты Губернатора области, регламентирующие финансовые процедуры принятия решений по широкому спектру финансовых вопросов.
В 2006 году регион приступил к реализации административной реформы, основными целями которой являются: повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Областной бюджет и бюджеты муниципальных образований на 2005 год впервые были исполнены в условиях законодательно установленного разграничения расходных обязательств и доходных источников. Однако в настоящее время остались не в полной мере решенными вопросы обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
Повысились прозрачность и объективность системы финансовой поддержки муниципальных образований, но применяемые при распределении межбюджетных трансфертов механизмы по-прежнему недостаточно ориентированы на стимулирование роста собственного налогового потенциала, велика доля межбюджетных трансфертов, распределяемых на неформализованной основе.
Расширен круг собственных полномочий органов государственной власти Брянской области с учетом делегированных им полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета.
В 2005 году в регионе было принято решение о создании полноценной системы местного самоуправления. Особенностью бюджетного процесса 2006 года стало формирование собственных бюджетов 289 вновь образованных муниципальных образований.
В связи с этим впервые был разработан и принят закон, регулирующий межбюджетные отношения и закрепляющий методики предоставления бюджетных средств бюджетам муниципальных образований.
В сфере налоговой политики благодаря целенаправленной работе по наращиванию налоговой базы, поиску и применению эффективных методов проведения работы по мобилизации в бюджеты области текущих платежей, вовлечению в расчеты задолженности прошлых лет в 2005 году удалось добиться прироста собственных доходов в бюджеты области. Уровень собираемости налоговых платежей достиг 100 процентов.
В целях оказания помощи муниципальным образованиям области в истекшем году было обеспечено проведение значительной подготовительной работы по реализации с 1 января 2006 года на территории области реформы местного самоуправления в части разделения налоговой базы, прогнозирования собственных доходов в разрезе каждого муниципального образования области, включая сельские поселения, на 2006 год. В крайне сжатый период обеспечены разработка и принятие в установленные законодательством сроки нормативно-правовых актов по введению на территориях вновь образованных муниципальных образований местных налогов и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Вместе с тем в 2005 году так и не удалось снизить объем недоимки по налогам и сборам, ее величина в бюджеты всех уровней сложилась на 1 января 2006 года в сумме более 1 млрд. рублей.
Положительным моментом является формирование нормативно-методической базы для составления перспективного финансового плана и проекта областного бюджета, ведения реестров расходных обязательств, разработки и реализации ведомственных целевых программ.
Активизировалась работа по формированию целей и индикаторов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, совершенствованию формата представления бюджета. Впервые проводилась защита докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений администрации области. Тем не менее при проведении данной работы пока не сделан достаточный акцент на оценке эффективности и результативности осуществляемых бюджетных расходов, в основе подготовки докладов лежит затратная философия.
Областной бюджет на 2006 год стал первым бюджетом, сформированным в рамках трехлетнего перспективного финансового плана, который, в свою очередь, должен стать основой для выработки бюджетной политики на новую бюджетную "трехлетку". Однако параметры областного бюджета на 2006 год значительно отличаются от показателей, определенных перспективным финансовым планом на 2006 - 2008 годы.
Ведомственные целевые программы пока не стали действенным инструментом оптимизации действующих расходных обязательств и их привязки к конкретным измеримым результатам.