Аварийность в населенных пунктах и на дорогах Брянской области является одной из серьезнейших социально-экономических проблем. За период с 1998 по 2002 год в области произошло 7031 дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в которых погибли и получили ранения 9566 человек. Ежегодно в Брянской области погибает более 250 человек, получают ранения свыше 1600 человек.
Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Брянской области.
Быстрый рост численности парка легковых автомобилей за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий движения, что оказало негативное влияние на состояние аварийности. Число погибших на 10 тыс. транспортных средств в Брянской области составляет 13,1 процента, что значительно выше среднероссийского показателя. Как показывает анализ динамики аварийности, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Брянской области, следует отнести:
недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения, отсутствие механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению безопасности дорожного движения на областном и районных уровнях;
массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
недостатки в содержании дорожно-уличной сети, отсутствие современных систем организации движения в городе Брянске и районных центрах области;
недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД: в первую очередь несоответствие современным требованиям технического уровня транспортных средств, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.
По причине отсутствия финансирования не проводятся мероприятия по улучшению условий движения. Остается не решенным вопрос по урегулированию пассажирских перевозок (не разработаны соответствующие нормативные документы).
Недостатки в содержании автомобильных дорог и улиц населенных пунктов явились причинами совершения 30,0 процентов дорожно-транспортных происшествий. Недостаточное развитие улично-дорожной сети приводит к возникновению заторов в движении, особенно в областном центре.
О низкой дисциплине участников дорожного движения свидетельствует практика применения административного законодательства. Только за 2002 год при надзоре за движением было выявлено 255785 нарушений норм и правил, действующих в сфере дорожного движения.
Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Эти меры реализуются в рамках специальных региональных программ повышения БДД, которые являются частью общенациональной программы Российской Федерации.