Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями.
Надежная и эффективная работа транспорта общего пользования является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности в области.
Транспорт общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения, непосредственно влияя на эффективность экономики региона.
В настоящее время состояние и функционирование пассажирского транспорта общего пользования в Брянской области характеризуется рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить сложные проблемы, для чего в ряде случаев требуются значительные объемы капиталовложений, совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы, оздоровление финансового состояния предприятий и усиление государственной поддержки.
В числе основных недостатков, определяющих сущность проблемной ситуации, являются:
отсутствие современного законодательно-правового, нормативного и методического обеспечения развития и функционирования пассажирского транспорта общего пользования;
неустойчивое финансовое состояние предприятий транспорта общего пользования, наличие большой задолженности прошлых лет, серьезный дефицит финансовых ресурсов, приведшие к существенному спаду инвестиционной активности, в первую очередь в части приобретения транспортных средств;
неудовлетворительное состояние парка автобусов и троллейбусов, до 80 процентов которых находятся за пределами амортизационных сроков, сильно изношены, требуют больших затрат на их ремонт и поддержание в приемлемом техническом состоянии;
неполное возмещение из федерального бюджета, бюджетов Брянской области и г. Брянска затрат пассажирского транспорта общего пользования по обслуживанию пассажиров льготных категорий;
снижение уровня безопасности функционирования общественного транспорта.
Одной из острейших проблем пассажирского транспорта общего пользования в Брянской области, финансируемого из областного бюджета и бюджета г. Брянска, является изношенный и малоэффективный подвижной состав, который не соответствует требованиям нормативных документов по перевозке пассажиров, имеет высокие эксплуатационные расходы, не позволяющие автотранспортным предприятиям общего пользования проводить политику эффективного обновления основных фондов.
С 1996 по 2000 годы было приобретено всего лишь 70 автобусов (в том числе в г. Брянске 50) и 4 троллейбуса, только с 2001 года в этом вопросе начались положительные подвижки.
За 2001 - 2002 годы и I полугодие 2003 года приобретено 127 единиц автобусов и троллейбусов (в том числе 7 новых и 8 бывших в эксплуатации автобусов, 12 троллейбусов для предприятий г. Брянска), 202 транспортные единицы (в том числе 80 автобусов и 11 троллейбусов в г. Брянске) капитально отремонтированы за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели в размере 46,5 млн. рублей в год (в т.ч. в г. Брянске по 10 млн. рублей), то есть на одном уровне, без учета инфляции и роста цен на энергоносители.
Численность парка автобусов и троллейбусов из года в год снижается, техническое состояние подвижного состава продолжает находиться на низком уровне. Из 994 автобусов, находящихся на балансе автотранспортных предприятий общего пользования Брянской области, 375 единиц, или 37,7 процента полностью амортизированы и подлежат выбраковке и списанию. Из 174 троллейбусов МУП "Брянское троллейбусное управление" подлежат списанию 133 подвижных единицы (76 процентов), 80 процентов парка автобусов представляют собой морально устаревшие модели с бензиновым двигателем и большими эксплуатационными расходами.
Объем субсидий, выделяемых на компенсацию выпадающих доходов по перевозке льготных категорий граждан, составляет 40 - 45 процентов от расчетной потребности.
Кроме того, более половины автобусного парка эксплуатируется на территориях с плотностью загрязнения цезием-137 от 5 до 15 кюри на кв. км. В салонах автобусов создается повышенный уровень радиоактивной запыленности из-за высокой степени износа кузовов, которые не в состоянии обеспечить необходимую герметизацию салонов. Эксплуатация автобусов с такими салонами в условиях второй зоны радиоактивного загрязнения (последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции) по заключению экспертной комиссии недопустима.
Санитарно-эпидемиологической службой и Брянской радиологической лабораторией Ленинградского НИИ радиационной гигиены предложено вывести из эксплуатации все автобусы со сроком службы более 5 лет по причине неудовлетворительного состояния кузовов и проникновения в салон радиоактивной пыли (загрязнения).
Учитывая важную социальную значимость организации перевозок пассажиров общественным транспортом, особенно перевозки детей и взрослого населения с территорий Брянской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению цезием-137, на лечение и в дома отдыха, Правительство Российской Федерации Постановлением от 01.07.97 N 785 утвердило Федеральную целевую программу социально-экономического развития Брянской области на 1998 - 2000 годы и назначило Министерство транспорта Российской Федерации государственным заказчиком по вопросам развития транспортной системы России на территории Брянской области.
Принимая во внимание сложное положение, в котором оказались автотранспортные предприятия области в связи с последствиями чернобыльской катастрофы, Министерство транспорта Российской Федерации ежегодно ходатайствовало перед Министерством финансов и Министерством экономики о финансировании мероприятий программы в 1998 - 2000 годах на приобретение 600 единиц автобусов, в т.ч. 299 единиц для районов Брянской области, расположенных во второй зоне радиоактивного загрязнения.
Однако финансовые средства из федерального бюджета на эти цели Брянской области не были выделены, а следовательно, и проект N 140 "Обновление парка пассажирских автобусов в ОАО ААК "Брянскавтотранс" как основная часть федеральной целевой программы социально-экономического развития Брянской области на 1998 - 2000 годы остался нереализованным.
Низкое техническое состояние подвижного состава, изношенный и малоэффективный парк автобусов и троллейбусов, отсутствие необходимого гаражного и металлорежущего оборудования, резкое физическое старение производственной базы, особенно построенных зданий из металлоконструкций типа "Модуль", резкое повышение цен на энергоносители, металлоизделия, оборудование, нефтепродукты, электроэнергию, большие эксплуатационные расходы и, как следствие, снижение качества предоставляемых населению услуг, а также массовые перевозки детей и взрослого населения из второй зоны радиоактивного загрязнения на лечение требуют принятия неотложных мер по модернизации действующей областной программы обновления парка подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта Брянской области на 2001 - 2005 годы и созданию подпрограммы "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования (2004 - 2010 годы)".
В настоящее время в районах Брянской области 22 автотранспортных предприятия общего пользования и 3 муниципальных пассажирских предприятия в г. Брянске обеспечивают перевозки пассажиров на 481 автобусном маршруте общей протяженностью 19,6 тыс. км, в том числе на 80 городских, 351 пригородном, 43 междугородных и 7 международных автобусных маршрутах, а также на 16 троллейбусных маршрутах протяженностью 0,35 тыс. км.
Ежедневно транспортом общего пользования области выполняется 5028 рейсов и перевозится более 1074,4 тыс. пассажиров (в т.ч. 884,4 тыс. пассажиров перевозится предприятиями г. Брянска), для работы на автобусные маршруты выходит 638 автобусов из 994 единиц, на троллейбусные - 146 троллейбусов из 174.
Предприятия транспорта общего пользования осуществляют пассажирские перевозки в условиях регулируемых тарифов и предоставления права бесплатного и льготного проезда 62 категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством и решениями местных органов власти.
Предоставление права бесплатного проезда в автобусах ежегодно приводит к выпадающим доходам до 180 млн. рублей, в троллейбусах - до 230 млн. рублей.
Неполная компенсация выпадающих доходов отрицательно сказывается на финансовом состоянии автопредприятий транспорта общего пользования. По этой причине непогашенные убытки составили за 2000 - 2002 годы - 95,6 млн. рублей.
Основная доля перевозок по области приходится на внутригородское и пригородное сообщение, она составляет по этим видам сообщения соответственно 55,4 процента и 44 процента, по объему перевозок (количеству) перевозимых пассажиров по г. Брянску соответственно 95 процентов и 5 процентов.
Из 994 автобусов парка области более 900 единиц могут быть квалифицированы как городские автобусы с числом сидячих мест свыше 20.