Действующий

Об утверждении программы реформирования финансов муниципального образования город Брянск на 2006 - 2007 годы (с изменениями на 26 сентября 2007 года)

1.3. Исходное состояние

Текущее состояние управления финансами Брянска свидетельствует, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных финансов, управлению муниципальной собственностью, внедрению новых технологий в формировании и исполнении бюджета города Брянска.

Бюджет города Брянска в последние годы утверждается до начала финансового года. Постановление городского Совета народных депутатов города Брянска "О бюджете города Брянска на 2006 год" принято 23.12.2005.

Бюджет носит открытый, прозрачный характер. Расходы бюджета утверждаются по главным распорядителям бюджетных средств в разрезе разделов функциональной и ведомственной классификации, целевых статей и видов расходов, статей экономической классификации.

В ходе рассмотрения проекта бюджета города Брянска проводятся депутатские слушания, проект бюджета рассматривается на всех комитетах Брянского городского Совета народных депутатов. Постановление Брянского городского Совета народных депутатов о бюджете публикуется в средствах массовой информации.

Отчет об исполнении бюджета города Брянска ежеквартально представляется для рассмотрения в Брянский городской Совет народных депутатов. Годовой отчет об исполнении бюджета города Брянска утверждается решением Брянского городского Совета народных депутатов и публикуется в печати.

Налоговая и бюджетная политика в городе Брянске ориентирована прежде всего на создание благоприятных условий для стимулирования инвестиционной активности организаций, упрощение системы налогообложения для малого бизнеса, улучшение налогового администрирования и повышения на этой основе собираемости налогов, совершенствование системы эффективного управления муниципальной собственностью.

Место, занимаемое бюджетом в финансовой системе города Брянска, определяет значение бюджетного права в финансовом законодательстве. Общие подходы в его развитии проявляются прежде всего в основных принципах. Одним из важных принципов бюджетного права является требование полноты бюджета, в соответствии с которым все прогнозируемые доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Исходя из данного контекста, исполнительная власть города Брянска не должна иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрено бюджетом. Все доходы и расходы без уменьшений, вычетов или смешений в обязательном порядке получили санкцию представительной власти и находятся под контролем Брянского городского Совета народных депутатов.

Важной характеристикой функционирования финансовой системы во времени является принцип ежегодного утверждения бюджета города Брянска. Принцип единства и полноты бюджета не создает привилегированное положение для отдельных статей при определении целесообразности и приоритетности муниципальных расходов. При формировании доходной базы муниципального образования используются прогнозируемые макроэкономические показатели города Брянска. Кроме того, более эффективное использование муниципального имущества, доходы от которого не учитывались при формировании межбюджетных отношений.

Привлечение ресурсов, отражаемых как муниципальный долг, осуществляется в рамках ограничений, ежегодно утверждаемых решением о бюджете города Брянска. Общий объем долга не превышает доходы бюджета без безвозмездных перечислений из других уровней бюджетов. При планировании операций в сфере муниципального долга городская администрация выступает в качестве гаранта по обязательствам третьих лиц лишь в исключительных случаях, принимая во внимание качество обеспечения обязательств заемщиков перед городской администрацией и их платежеспособность.

В городе Брянске с 2003 года разрабатываются городские целевые программы. Нормативно-правовым актом представительного органа местного самоуправления закреплен список целевых программ, требование частичной оплаты по ним со стороны местного бюджета и наличие экономически обоснованного проекта. Данные программы направлены на социально-экономическое развитие и представляют увязанный по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям комплекс экономически обоснованных производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение городских проблем.

При этом учитываются приоритеты и цели социально-экономического развития города Брянска и прогнозы развития финансовых ресурсов.

В соответствии с Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 23.12.2005 N 237-п "О бюджете города Брянска на 2006 год" (приложение N 9) приняты к исполнению и подлежат финансированию 20 городских целевых программ с общим объемом финансирования 106321,9 тыс. руб.

Критериями отбора для финансирования этих программ являются значимость проблемы для социально-экономического развития города Брянска, необходимость поддержки в решении социальных и экономических проблем со стороны городских властей.

Порядок предоставления налоговых льгот в городе Брянске регламентирован Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 31.03.1998 N 156 "О порядке предоставления налоговых льгот предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам города Брянска по платежам в городской бюджет".

Основанием для предоставления налоговых льгот являются Решения Брянского городского Совета народных депутатов "О налоге на имущество физических лиц", "О земельном налоге".

Прогнозируемая величина налоговых льгот, предоставленных по категориям постановлениями Брянского городского Совета народных депутатов, составляет 9540,3 тыс. руб.

Предоставление налоговых льгот способствует стабилизации тарифной политики в сфере муниципальной экономики, носит социальную направленность, поддерживая наименее защищенные слои населения. В целях создания конкурентоспособной среды льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, тем самым не ущемляя прав хозяйствующих субъектов на территории города Брянска.

В городе Брянске проведена большая работа по внедрению казначейского исполнения бюджета. Произведено техническое обеспечение районного и городского отделений управления Федерального казначейства и обучение персонала. Определены этапы перехода на казначейскую систему исполнения бюджета, порядка его реализации и сроков исполнения. Проведены согласования со всеми участниками бюджетного процесса, которых затрагивает внедрение казначейской системы исполнения бюджета. Отрегулирована нормативная правовая база всех вопросов, связанных с созданием казначейства. Выделены штаты. Комплектуется оборудование. Введены единые схемы документооборота. Проводятся мероприятия по улучшению качества управления муниципальной собственностью.

В Брянске реализуется Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 10.06.1998 N 191 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства города Брянска на 1997 - 2003 годы" и Постановлением администрации Брянской области от 11.01.2000 N 5 "О реформировании жилищно-коммунального хозяйства области в 1999 - 2008 годах" (с последующими изменениями и дополнениями) с целью реализации реформы введена система дифференцированной оплаты населением жилья и коммунальных услуг в зависимости от социальной нормы площади жилья, а также введена 100-процентная плата за второе и более жилье.

В соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 25.01.2006 N 30 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2006 год" установлен региональный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 18%. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 03.02.2006 N 15-Э/8 с 01.01.2006 для Брянской области установлены предельные индексы изменения размера платы гражданами за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 20 процентов, т.е. сумма оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг снижена и составляет 88% от экономически обоснованного тарифа.

Параметры бюджета соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит бюджета города не превышает 10% от объема собственных доходов без учета финансовой помощи из областного бюджета. Общий объем долга не превышает доходы городского бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Выполняя главную задачу по своевременному и рациональному освоению бюджетных средств, городская администрация обращает особое внимание на совершенствование системы муниципального заказа как эффективное средство управления муниципальными финансами.

Организационная структура управления муниципальным заказом функционирует как форма распределения задач и полномочий по принятию решений между ее структурными подразделениями в сфере бюджетных отношений. Задачами организации управления муниципальным заказом являются:

- своевременная и эффективная реализация целевых закупок на конкурсной основе;

- выгодное построение договорных отношений между муниципальным заказчиком и поставщиками;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Информация о проведении конкурсов, а также его результаты публикуются в средствах массовой информации.

Контроль за исполнением бюджета города Брянска осуществляется финансовым управлением Брянской городской администрации и Контрольно-счетной палатой города Брянска.

Кроме того, контрольные функции за использованием средств бюджета города Брянска в части средств, получаемых в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней (дотаций, субвенций, субсидий), выполняют и другие контролирующие органы (финансовое управление Брянской области, управление Федерального казначейства по Брянской области).