1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 год основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003- 2004 годах" определены приоритетные направления административной реформы:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Программа проведения административной реформы в Брянской области на 2007-2008 годы представляет собой программный документ, который направлен на достижение целей и задач проведения административной реформы в Брянской области, позволяющий согласовать совместные действия органов государственной, региональной власти, местного самоуправления, предпринимательских структур, общественных организаций по реформированию государственного управления в Брянской области.
Областная целевая программа «Проведение административной реформы в Брянской области на 2007-2008 годы» направлена на комплексное и планомерное повышение эффективности мер по проведению административной реформы в области.
В мероприятиях программы предусматривается решение конкретных вопросов проведения административной реформы, включая методическое, организационное, информационное, материально-техническое обеспечение.
Областная целевая программа "Проведение административной реформы в Брянской области на 2007-2008 годы" направлена на решение следующих проблем.
Не проводился анализ легитимности и избыточности функций. Существующие функции исполнительных органов государственной власти не решали всех стратегических задач. Созданные для решения оперативных задач подразделения становились постоянными структурными единицами с не всегда ясными, реально выполняемыми функциями. В сложившейся системе органов исполнительной власти имеют место дублирующие функции. Отсутствуют механизмы координации мероприятий, проводимых различными структурными подразделениями и органами исполнительной власти.
По ряду направлений административной реформы, таких как разработка и внедрение стандартов и административных регламентов государственных услуг, работа пока ведется недостаточно активно, нет достоверных данных о количестве потенциальных потребителей государственных услуг, уровне их удовлетворенности и требованиях к качеству и доступности услуг, предоставляемых органами государственной власти.
Не разработан механизм общественного обсуждения, оценки и экспертизы доступности и качества предоставления государственных услуг. В обзорах публикаций СМИ отмечается, что работа с обращениями граждан носит формальный характер. Заявители не всегда получают разъяснения о путях и способах решения вопросов, порядке обжалования по подчиненности и в суде решений государственных органов и должностных лиц. Имеют место нарушения порядка и сроков направления письменных ответов. Не сформирована практика действующего мониторинга общественного мнения о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти, качестве и доступности государственных услуг.
На эффективность органов государственной власти оказывают отрицательное влияние такие факторы как коррупция и барьеры между властью и бизнесом. Административные барьеры можно сгруппировать таким образом:
получение доступа к объектам недвижимости и оформление прав на них (оформление права собственности на объекты недвижимости, аренду помещений и др.);
получение права на осуществление хозяйственной деятельности непосредственно в отрасли (лицензирование, сертификация товаров и услуг и др.);
слабая координация деятельности государственных контролирующих органов, противоречия в законодательстве.
С учётом перераспределения полномочий и уточнения перечня государственных функций и государственных услуг требует продолжения работа по оптимизации сети подведомственных исполнительным органам власти областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.
Недостаточно организованы и часто неэффективны административно-управленческие процессы в исполнительных органах государственной власти области. В частности, отсутствует система оценки эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти области.
Не разработаны административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области.
Требует совершенствования система мер, направленная на дальнейш сокращение административных ограничений в предпринимательстве1! повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, аккредитации, государственной регистрации.
Уровень использования современных информационных технологий пока остаётся в области недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти.
Должны быть разработаны правовые и организационные механизмы создания и ведения системы порталов государственных услуг, обеспечивающих свободный доступ пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к систематизированной информации о государственных услугах, а также механизмы, обеспечивающие эффективное электронное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти, предоставляющими государственные услуги, в том числе с использованием электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью. (в ред. от 05.05.2008 N 437).
Должны получить развитие меры, направленные на совершенствование взаимодействия органов государственной власти области с гражданским обществом.
Потребность в реформировании системы государственного управления в Брянской области (далее - система государственного управления) обусловлена сложившимися социально-экономическими условиями, а также недостаточным организационно-правовым и кадровым обеспечением государственного управления в Брянской области.
Необходимость опережающего внедрения в Брянской области прогрессивных методов государственного управления обусловлена также тем, что, несмотря на имеющийся потенциал, регион на протяжении последних лет является дотационным.
Несмотря на планомерно проводимую работу по оптимизации деятельности органов исполнительной власти Брянской области, до сих пор не удалось преодолеть некоторые недостатки в их работе, в том числе в части предоставления услуг населению. Поэтому необходимо повысить эффективность государственного управления путем улучшения деятельности органов исполнительной власти.