Недействующий

О мониторинге оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований (с изменениями на 6 марта 2007 года)

Таблица 3

Значения
и формулы расчета индикаторов оценки финансового
 положения и качества управления бюджетами
муниципальных образований


N

Индикаторы

Формула расчета значения
индикатора

Минимальный
риск

Максимальный
риск

Пояснения

1

2

3

4

5

6

P1

Доля первоочередных
расходов в расходах
бюджета

V = (A + B + С) / D
А - расходы бюджета муниципального образования на оплату труда и начисления на оплату труда;
В - расходы бюджета муниципального образования на обслуживание долга;
С - расходы бюджета муниципального образования на выплату трансфертов
населению;
D - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из регионального бюджета           

20%

70%

значительная доля первоочередных
расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджета муниципальное образование столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства

Р2

Доля капитальных
вложений в расходах
бюджета за последние 3 года

V = (An-2 / Bn-2 + An-i / Bn-i +
+ An / Bn) / 3
А - капитальные вложения за счет бюджета муниципального образования (включая целевые бюджетные фонды);
В - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из регионального бюджета;
n - последний отчетный год

15%

5%

данный индикатор отслеживает долю расходов, которые в случае необходимости могут быть сокращены, причем наименее болезненно по отношению к объему и качеству бюджетных услуг, предоставляемых муниципальным образованием. Большая доля капитальных расходов свидетельствует о финансовой гибкости муниципального образования и отражает возможность значительного сокращения расходов в случае возникновения такой потребности

Р3

Зависимость бюджета
от финансовой помощи

V = A / B
А - доходы бюджета муниципального образования от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней, за исключением субвенций из регионального бюджета;
 В - всего доходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций из регионального бюджета

5%

40%

данный индикатор характеризует
зависимость доходов муниципального образования от перечислений из бюджетов других уровней. Чем выше значение данного индикатора, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства муниципального образования

P4

Соотношение роста налоговых и неналоговых доходов и текущих расходов бюджета за последние
3 года

V = (An х Bn-2) / (Bn х An-2)
А - налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образования;
В - текущие расходы бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из
регионального бюджета;
n - последний отчетный год

100%

90%

данный индикатор отражает соотношение роста налоговых и неналоговых доходов и текущих расходов бюджета муниципального образования. Рост текущих расходов бюджета, не превышающий роста доходов, свидетельствует о консервативной (осторожной) финансовой политике муниципального образования, основанной на
ограничении и контроле уровня текущих расходов. Если же текущие расходы растут быстрее доходов, то такая тенденция приводит к ухудшению сбалансированности местного бюджета, что негативно сказывается на способности обслуживать долговые обязательства

P5

Объем кредиторской
задолженности бюд-
жетных учреждений

V = A / B
А - кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципального образования на конец года;
В - объем расходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций из регионального бюджета

0%

5%

возникновение  кредиторской задолженности свидетельствует о низком качестве управления финансами в муниципальных учреждениях или о неадекватном финансировании муниципальным образованием собственных муниципальных учреждений. Распределение финансовых ресурсов муниципального образования в ходе бюджетного процесса призвано обеспечить максимальную эффективность расходов местного бюджета для населения. Достигаемая в ходе
бюджетного процесса эффективность распределения расходов искажается при росте просроченной кредиторской задолженности из-за несоответствия фактического объема расходов объему расходов, утвержденному нормативным правовым актом органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год                       

Р6

Наличие кредиторской задолженности по оплате труда

V = A
А - кредиторская задолженность по оплате труда на конец года

0%

5%

данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате труда

Р7

Наличие кредиторской задолженности
по начислениям на
оплату труда

V = A
А - кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда на конец года

0%

5%

данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по начислениям на оплату труда

Р8

Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг

V = (A - A ) / (B / 12) n n-1
А - кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг на конец года;
В - объем расходов на начисления на оплату коммунальных услуг;
n - последний отчетный бюджетный год

0%

5%

данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате коммунальных услуг

Р9

Отношение муниципального долга без учета гарантий и
поручительств к
доходам местного
бюджета

V = A / B
А - долг муниципального образования за вычетом гарантий и поручительств на конец года;
 В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета

25%

50%

для расчета значения данного индикатора учитывается сумма долговых обязательств, включающая долг без учета процентных платежей. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств

Р10

Отношение кратко-
срочного (до 1 года) муниципального
долга к доходам
местного бюджета

V = A / B
А - объем краткосрочного (до 1 года) долга муниципального образования на конец года;
В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета средств субвенций из регионального бюджета

10%

20%

данный индикатор отражает структуру муниципального долга по срочности долга. Большая доля краткосрочных обязательств сви- детельствует о высокой зависимости муниципального образования от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает финансовой стабильности муниципального образования. В случае неспособности рефинансировать долг с помощью новых заимствований ситуация с ликвидностью такого муниципального образования резко ухудшается в связи с необходимостью погашения всех краткосрочных обязательств за счет внутреннего финансирования в полном объеме. В случае нехватки внутренних резервов может быть объявлен дефолт. При одинаковых объемах муниципального долга и доходов местного бюджета риск становится значительно выше, если основной объем долга должен быть погашен в пределах ближайшего года

P11

Отношение объема
выданных муниципальных гарантий к доходам местного бюджета

V = A / B
А - объем гарантий муниципального образования на конец года;
В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета

15%

30%

муниципальные гарантии являются менее рискованным видом долговых обязательств в связи с тем, что выплаты по гарантиям могут не наступить, если заемщик, получивший гарантию, самостоятельно исполнит свои обязательства перед кредитором. Поэтому
обязательства по муниципальным гарантиям оцениваются как отдельный фактор платежеспособности. Потенциальный объем выплат в случае неспособности получателя гарантии самостоятельно обслуживать свои обязательства тем выше, чем выше объем выданных гарантий по отношению к доходам местного бюджета

P12

Отсутствие просроченных долговых
обязательств

V = A / B
А - просроченная задолженность муниципального образования на конец года;
В - объем собственных доходов бюджета муниципального образования за последний отчетный год

0%

0,5%

данный индикатор отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования

P13

Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом
Российской Федерации

V = A / B
А - текущие расходы бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из регионального бюджета;
  В - всего доходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций из регионального бюджета

100%

-

данный индикатор отражает соблюдение требования, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, к текущим расходам бюджета муниципального образования. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса текущие расходы бюджета не могут превышать доходов бюджета муниципального образования

Р14

Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации

V = (A + C) / B
А - дефицит бюджета муниципального образования;
С - объем поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

-10%

-

дефицит местного бюджета не может превышать 10% доходов без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней. В случае утверждения нормативным актом органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год размера поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, предельный размер дефицита местного бюджета может превышать установленное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи муниципального имущества

Р15

Соблюдение ограничения на объем долга, установленного
Бюджетным кодексом
Российской Федерации

V = A / B
А - объем долга муниципального образования;
В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

100%

-

индикатор отслеживает выполнение
муниципальным образованием требования к объему муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом объем муниципального долга не может превышать объем доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней

Р16

Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга,
установленного Бюджетным кодексом
Российской Федерации

V = A / B
А - расходы на обслуживание и погашение долга муниципального образования;
В - всего расходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней

15%

-

данный индикатор отслеживает выполнение требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым расходы на обслуживание муниципального долга ограничиваются 15% расходов бюджета

Р17

Соблюдение ограничения по размеру
оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, установленного Федеральным законом
"Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации"

V = A / B
А - средний объем расходов на оплату труда в расчете на одного работника органа местного самоуправления, финансируемого за счет
средств местного бюджета, за последний отчетный период;
В - средний объем расходов на оплату труда в расчете на одного работника государственного органа, финансируемого за счет средств областного бюджета, за последний отчетный период

100%

-

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает ограничение размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования. Данный индикатор отслеживает выполнение требований Федерального закона в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации

Р18

Отношение дефицита
к доходам бюджета

V = (A - B) / A
А - всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета;
В - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из регионального бюджета

0%

-5%

этот индикатор отражает сбалансированность бюджета. Он характеризует возможность финансирования всех текущих и капитальных расходов муниципального образования за счет имеющихся доходов без увеличения объема заимствований

Р19

Отношение прироста
недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета

V = A / B
А - прирост недоимки по местным налогам;
В - объем налоговых доходов, поступающих в бюджет муниципального
образования

0%

5%

данный показатель рассчитывается
как отношение изменения недоимки по налогам к налоговым доходам бюджета за последний отчетный год. С помощью этого базового индикатора оценивается собираемость налогов. Чем выше отношение прироста недоимки к поступившим в бюджет муниципального образования налоговым доходам за отчетный период, тем выше риск осложнения ситуации с ликвидностью из-за недостатка свободных денежных средств для своевременных выплат на обслуживание и погашение долга

Р20

Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за
предоставляемые жилищно-коммунальные
услуги

V = A
А - установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги

100%

80%

данный индикатор характеризует политику органов местного самоуправления в части сокращения неэффективных расходов муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения

Р21

Численность занятых
в бюджетной сфере

V = A / B
А - численность занятых в бюджетной сфере за последний отчетный период;
В - численность занятых в бюджетной сфере за предшествующий последнему отчетному периоду год

95%

100%

индикатор характеризует политику органов местного самоуправления в области занятости в бюджетной сфере

Р22

Исполнение плана по
расходам в разрезе
статей укрупненной
структуры расходов
бюджета

V = MAX {(Af - Ap) / AP; (Bf - Bp)
/ Bp; (Cf - Cр) / Cр; (Df - Dp) /
Dp}
MAX - максимальное значение;
A - расходы на образование; В - расходы на здравоохранение и физическую культуру;
 С - расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;
D - расходы на транспорт, связь и информатику;
р - утверждено законом о бюджете муниципального образования;
f - фактически израсходовано

0%

-5%

данный индикатор отслеживает соблюдение заранее утвержденной укрупненной структуры расходов бюджета, отражающей приоритеты бюджетной политики. Подобный подход позволяет достигать эффективного распределения расходов местного бюджета

Р23

Доля закупок товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным по результатам проведения открытых конкурсов, в общем объеме расходов

V = A / B
А - общая стоимость контрактов, заключенных по результатам открытых конкурсов;
В - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из
регионального бюджета

50%

25%

данный индикатор отслеживает соблюдение заранее утвержденной укрупненной структуры расходов бюджета, отражающей приоритеты
бюджетной политики. Подобный
подход позволяет достигать эффективного распределения расходов бюджета

Р24

Выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности

1) финансовая отчетность за отчетный год
опубликована
в составе годового отчета в СМИ и
Интернете не позднее 1  июля следующего
финансового года;
2) в составе
финансовой
отчетности
представлены:
первоначальный
план; уточненный план; фактические
значения, в том числе за два последних года;
план (прогноз) на следующий год

данный индикатор отслеживает состав финансовой отчетности муниципального образования, входящей в годовой отчет, и соответствие состава годовой финансовой от- четности запросам третьих лиц

Р25

Оценка потерь бюджета за год от предоставления муниципальных налоговых льгот

1) методика оценки эффективности предоставляемых
налоговых льгот
(в том числе в виде установления ставки налога меньше
максимального уровня) утверждена
нормативно-правовым актом муниципального
образования;
2) общий объем
предоставленных
налоговых льгот за отчетный период и оценка на очередной финансовый год
публикуются в составе
официальной
финансовой отчетности;
3) распределение
объема предоставленных налоговых льгот по направлениям
расходования средств
отражается в решении о бюджете
муниципального образования

данный индикатор отражает практику учета потерь бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот. Информация о предоставляемых муниципальным образованием налоговых льготах в разрезе налогов и направлений расходования средств включается в состав решения о бюджете в виде отдельного приложения. Под налоговыми льготами понимаются явные налоговые льготы, устанавливаемые нормативными правовыми актами муниципального образования, и неявные налоговые льготы, возникающие вследствие установления различных ставок по налогу в зависимости от характеристик налогоплательщика (отраслевых, индивидуальных, структуры собственности)

P26

Прохождение обучения специалистами,
обеспечивающими составление и исполнение местных бюджетов, в т.ч. муниципальными служащими

установленный
нормативно-правовым актом муниципального
образования порядок
проведения курсов
повышения
квалификации
сотрудников финансовых органов
не реже 1 раза в четыре года

в условиях реформирования межбюджетных отношений, появления сложных механизмов реализации бюджетной политики возникает необходимость в организации постоянного учета новых положений в рамках работы финансовых органов и непосредственном применении их сотрудниками финансовых органов. Отсутствие регулярных курсов повышения квалификации приводит к отставанию уровня информированности и квалификации финансистов, что соответствующим образом отражается на состоянии бюджета

P27

Применение открытых
конкурсных процедур
для заполнения вакансий специалистов, обеспечивающих составление и исполнение местных бюджетов, являющихся муниципальными служащими

1) установленный
нормативно-правовым актом муниципального
образования порядок
организации конкурсов на замещение вакантных
должностей в финансовых органах
муниципального образования;
2) размещение
информации о
проводимых конкурсах на
замещение вакантных
должностей в СМИ и
Интернете

использование открытых конкурсных процедур для замещения вакантных должностей в финансовых органах позволяет существенно повысить качество отбора кандидатов и прозрачность кадровой политики финансовых органов




Утвержден
Постановлением
администрации
Брянской области
от 23 июня 2006 г. N 392