Причиной разработки программы является состояние оперативной обстановки в области, где понятие "преступность" рассматривается как сложное социальное явление, предупреждение которого невозможно силами одних только правоохранительных органов. Для решения этой проблемы необходимо привлечение всех субъектов профилактики правонарушений, всей системы государственной власти области и местного самоуправления.
Результаты развития экономики Брянской области в 2004 - 2006 годах свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций в социально-экономической сфере. Реализация государственной политики в сфере национальных проектов в последнее время положительно отражается на общественно-политической, экономической, демографической, социальной и криминогенной ситуациях в области. Наметившийся рост благосостояния населения, повышение эффективности социальной защищенности нетрудоустроенных лиц в целом оказали положительное влияние на состояние оперативной обстановки.
Вместе с тем отдельные проблемы являлись острыми и их воздействие на криминогенную ситуацию оказалось существенным. Негативное воздействие на состояние правопорядка продолжали оказывать криминогенные факторы экономического, социального, демографического характера, а также географическое положение области.
Реализация областной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 2004 - 2006 годы оказала положительное воздействие на состояние оперативной обстановки. Так, в 2005 году отмечено снижение количества убийств, изнасилований, ложных сообщений террористического характера, краж транспорта, автомобилей, вымогательств. Больше выявлено фактов незаконного оборота оружия, хулиганств, вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность. Усилена борьба с экономическими преступлениями, проявлениями терроризма и экстремизма. В 2005 году наметилась тенденция к увеличению числа раскрытых разбоев, грабежей, краж, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, вымогательств, мошенничеств. Улучшилась раскрываемость убийств.
Вместе с тем некоторые нерешенные проблемы оказали отрицательное влияние на криминальную ситуацию в области. Это прежде всего повышение эффективности предупреждения и раскрытия преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе убийств, против собственности, особенно тех из них, которые напрямую связаны с насилием против личности - разбои, грабежи. Принятия дополнительных мер требуют дальнейшее разрастание масштабов незаконного оборота наркотиков и оружия, процессы наркотизации населения, особенно молодежи, продолжающийся рост вооруженности криминальных элементов. Значительный ущерб причиняли кражи цветных металлов. Недостаточной оставалась роль общественных формирований правоохранительной направленности, не в полной мере использовались их возможности по предупреждению краж из садоводческих обществ.
Более совершенной стала внутренняя среда правоохранительных органов. Укреплялась дисциплина и законность среди личного состава органов внутренних дел, повышалась ответственность сотрудников правоохранительных органов области при выполнении оперативно-служебных задач. Повысилась требовательность за состояние работы с заявлениями и сообщениями граждан о преступлениях. Правоохранительные органы стали более открыты для совместного обсуждения правоохранительных проблем, повысился уровень доверия к ним со стороны населения.
Вследствие выполнения планируемых мероприятий можно ожидать, что оперативная обстановка в области улучшится. Криминологические тенденции в 2007 - 2009 годах будут ориентированы на благоприятный путь развития ситуации, связанный с существенным укреплением правоохранительных органов Брянской области и усилением мер борьбы с преступностью.
Ожидается снижение объема преступных посягательств, при этом наибольшее противодействие в области будет оказано тяжкой преступности. Удельный вес данного вида преступлений в общем криминальном массиве стабилизируется на уровне 30,0 - 35,0%.
Ожидаемое, таким образом, снижение регистрируемой тяжкой преступности в основном будет определяться снижением латентности реального массива тяжких и особо тяжких уголовно-наказуемых деяний. Фактическое сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений будет происходить за счет комплекса профилактических, предупредительных и превентивно-правоохранительных мер, обеспечивающих реальное сокращение указанного криминального массива.
Изложенное позволяет надеяться, что в случае реализации позитивного потенциала может быть заложена солидная основа для стабилизации и реального уменьшения в дальнейшем уровня преступности.
Количество преступлений, посягающих на собственность, в течение 2007 - 2009 годов будет немного снижаться, в том числе разбои, грабежи, кражи. Такие благоприятные показатели могут быть достигнуты лишь при успешной реализации системного комплекса мер по борьбе с корыстными и корыстно-насильственными преступлениями.
Работа по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, заметно активизируется, при этом латентность соответствующих преступных посягательств начнет заметно снижаться.
Изменятся показатели, характеризующие криминальную ситуацию в общественных местах, в том числе на улицах, в результате чего уличная преступность незначительно, но снизится.
Экономическая преступность в 2007 - 2009 годах может быть подвержена сильным колебаниям. Количество тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности, выявленных органами внутренних дел области, будет существенно увеличиваться, при этом опережающими темпами будет расти число выявленных преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности. Если будут предприняты эффективные государственные и региональные усилия в направлении декриминализации экономики, это заметно облегчит нормальное функционирование потребительского рынка и финансово-кредитной системы. Удастся добиться снижения латентного объема экономической преступности.
Социально-криминологическая характеристика преступности на территории области при оптимистическом варианте развития ситуации будет отражать позитивную тенденцию декриминализации общества. Консолидированные усилия органов власти и управления позволят оздоровить обстановку в среде социально незащищенных граждан и включить механизмы адаптации, позволяющие возвратить значительную часть правонарушителей в поле правопослушного поведения.
В 2007 - 2009 годах на территории области уменьшится количество преступлений, совершенных группой лиц, лицами, находящимися в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.
Методы административного, организационного и уголовно-правового регулирования позволят обеспечить серьезный контроль над основной частью миграционных процессов, затрагивающих интересы области. Прогнозируется снижение числа преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Таким образом, развитие криминальной ситуации в области характеризуется успешным сдерживанием объема всей преступности и значительным смещением ее структурного содержания в сторону преступлений средней и небольшой тяжести, повышением раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.
Для более полного достижения прогнозируемых результатов целесообразно применить программный подход с использованием методики программно-целевого планирования к решению проблем совершенствования профилактики правонарушений, укрепления правопорядка и борьбы с преступностью.