Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность, становление в нашей стране институтов гражданского общества. В Брянской области региональная система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное, начальное и среднее профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития региона и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Для того чтобы реализовать свое предназначение, региональная система образования должна:
обеспечивать высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, создать условия для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;
гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;
открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного секторов, осуществлять реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования;
обеспечить эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства территории.
Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в области образования и формирования системы образования Брянской области как единого образовательного комплекса. Программа определяет стратегию и основные направления развития региональной системы образования на 2007 - 2010 годы.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации программ «Развитие образования Брянской области на 2004 -2006 годы» и «Развитие единой образовательной информационной среды Брянской области на 2002 - 2006 годы», по-прежнему сохраняются проблемы повышения качества образования, его эффективности. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, прежде всего изменениями образовательных потребностей населения.
Выделяемые бюджетные ассигнования не позволяют обеспечить внедрение новых педагогических технологий, современных образовательных программ, развитие учебной, оздоровительной, материально-технической базы образовательных учреждений, повышение квалификации и педагогического мастерства педагогов, создать оптимальные условия детям и подросткам для занятий техническим творчеством, туризмом, спортом, поддержать одаренных детей.
Около 70 проц. зданий общеобразовательных учреждений построены более 30 лет назад, треть школ расположена в приспособленных зданиях. Более 25 проц. зданий требуют капитального ремонта, в том числе неотложного около 150.
Не в полной мере отвечает задачам содержания, воспитания, развития детей и подростков, находящихся на государственном обеспечении, материально-техническая база учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для обеспечения успешной реализации Концепции модернизации российского образования требует обновления учебно-наглядное оборудование: лабораторные и демонстрационные приборы и приспособления, печатные и аудиовизуальные пособия, технические средства обучения и т.д.
Особого внимания и государственной поддержки требует сельская школа.
Из общего количества общеобразовательных учреждений в сельской местности около 80 проц. составляют малочисленные школы.
Несмотря на постоянное пополнение компьютерного парка, происходит моральное и технологическое старение техники поставок 2001-2002 годов, которая уже не отвечает современным требованиям работы с новыми информационными технологиями. Без учета устаревшей техники среднеобластной уровень оснащенности общеобразовательных учреждений составлял на 1 января 2006 года 1 компьютер на 63 учащихся.
Значительно отстает от сельских уровень компьютеризации городских и поселковых школ.
Вне программы информатизации оказались учреждения дополнительного образования, начальные школы, дошкольные образовательные учреждения. Недостаточно внимания было уделено информатизации учреждений начального и среднего профессионального образования.
70 проц. школ не имеют выхода в глобальное информационное пространство, а подключенные к сети школы, как правило, не предоставляют свободного доступа в Интернет учащимся и их педагогам по причине недостатка финансирования на оплату трафика или низкого качества телекоммуникационных линий. Необходимы новые технические решения по подключению школ к сети "Интернет".
Более 70 проц. педагогов не используют в работе новые информационно-коммуникационные технологии. Нередки случаи, когда после прохождения соответствующего повышения квалификации педагогические работники не используют информационные технологии по причине отсутствия доступа к компьютерной технике. Требуется не только повышение компьютерной обеспеченности школ и дальнейшее повышение квалификации работников системы образования, но и стимулирование педагогов к применению новых информационных технологий в образовательном процессе.
Областная сервисная служба в сфере образования находится лишь на начальном этапе своего становления. Необходимо создание материально-технической базы ремонтной службы, укрепление ее кадрового состава сертифицированными специалистами.
Наблюдается ухудшение состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. Из 95 проц. учащихся, прошедших профилактический медицинский осмотр в 2004 году, 22 проц. поставлены на диспансерный учет, 79,1 проц. учащихся имеют 2 и 3 группы здоровья (в 2001 г. - 68,9 проц.), 26 проц. школьников имеют хронические заболевания.
Особенно требует государственной поддержки сохранение здоровья детей и подростков, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В настоящее время слабо развивается база для занятий физической культурой и массовым спортом. В школах области катастрофически не хватает спортивного инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной формы.
Нуждается в укреплении и материально-техническая база учреждений дошкольного, дополнительного образования детей, база для организации внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.
В области складывается тревожная ситуация с обеспечением дошкольных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, только 33 проц. имеют высшее образование.
В системе начального и среднего профессионального образования отмечаются проблемы, не позволяющие удовлетворить возрастающие запросы экономики области.
Основной проблемой является несоответствие уровня ответственности, коммуникабельности и профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей.
Общее падение престижности рабочих профессий, несогласованность объемов, профессионального уровня подготовки рабочих и специалистов приводят к постоянно возрастающему дисбалансу спроса и предложения на рынке труда.