Важнейшим способом сохранения объектов культурного наследия является их реставрация, которая традиционно осуществлялась специализированными государственными научно-проектными организациями и производственными предприятиями реставрационной отрасли.
В период проведения административной реформы в сфере культурного наследия из-за неурегулированности новых межведомственных отношений оказался крайне затруднен государственный контроль не только за надлежащим состоянием объектов культурного наследия, но и за содержанием и качеством работ по их сохранению, в первую очередь, ремонтно-реставрационных работ. Законом предусмотрены контрольно-распорядительные меры охраны, которые должны исправить положение в этом деле. Мероприятия по исполнению федерального закона заложены в программу.
Значительное сокращение государственного финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия без их надлежащего замещения средствами из иных источников финансирования - местных бюджетов, собственных средств инвесторов (собственников или пользователей), Русской православной церкви - привело не только к резкому ухудшению состояния весьма значительной части памятников истории и культуры, но и к разрушению научно-проектной, нормативно-правовой и производственной системы сохранения культурного наследия, сокращению квалифицированных кадров реставрационных профессий. Почти полностью разрушена существовавшая в начале 1990-х годов государственная система реставрационных организаций.
В настоящее время во многом утрачены структуры, обеспечивающие раннее исследование, реставрационное проектирование и производство реставрационных работ на объектах культурного наследия, подготовку и повышение квалификации реставраторов-проектировщиков и мастеров-реставраторов, информационного обслуживания и нормативного обеспечения реставрационной отрасли.
Отсутствие современной системы специализированных научно-проектных и производственных реставрационных организаций, в свою очередь, ведет к многочисленным невосполнимым потерям культурного наследия, поскольку множество вновь появившихся небольших частных реставрационных предприятий, как правило, выполняют обычный «евроремонт" вместо реставрации, зачастую без согласованной в установленном порядке научно-проектной документации, с низким качеством.
Работа по оптимизации состава и количества реставрационных организаций, которые необходимы, а также государственного финансирования их деятельности требует тесной координации действий комитета по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области и органов местного самоуправления. Отсутствие достаточного государственного контроля не позволяет получить точные количественные данные о реальных объемах негосударственных инвестиций на реставрационные работы и, следовательно, оценить их реальный масштаб и эффективность. Между тем во многих случаях инвесторы привлекают к выполнению работ неквалифицированные кадры, реставрация ведется с грубейшими нарушениями методических и технологических норм, зачастую без согласованной в установленном порядке проектной документации и в отсутствии аттестованных реставраторов-профессионалов или вопреки их рекомендациям, а на охранных территориях и в охранных зонах производятся самовольные ремонтно-строительные работы. Ряд мероприятий программы нацелен на исправление этой ситуации. По данным обследований, проведенных в городах и районах области, требуют реставрации около ста памятников архитектуры. На ее осуществление требуется около 500 млн. рублей. В таком же состоянии находятся и памятники истории, в основном увековечивающие память героев-защитников, героев-освободителей, партизан и земляков, участников Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов.
В качестве основных мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия программой обозначены следующие:
создание государственного реестра объектов культурного наследия Брянской области;
проведение инвентаризации и мониторинга объектов культурного наследия, который позволит получить необходимую информацию об их состоянии, а также сведения о научно-исследовательской и проектной документации;
определение собственника для бесхозных объектов и выделение предмета охраны памятника;
осуществление первоочередных противоаварийных, консервационных и реставрационных работ по объектам культурного наследия с участием специалистов-реставраторов;
государственная поддержка в создании системы реставрационных организаций;
информационная и материальная поддержка охраны и сохранения культурного наследия;
установление для всех объектов культурного наследия (в том числе вновь выявленных) статуса объектов, ограниченных в обороте;
определение основания, критериев и порядка отчуждения объектов культурного наследия, находящихся в государственной и муниципальной собственности области, иным собственникам, в том числе критериев недопустимости такого отчуждения.
Спецификой памятников истории и культуры как имущества и объекта государственного управления является недопустимость их изменения или тем более утраты, а также обязательность организации свободного доступа к ним граждан. В настоящее время эффективная реализация государственной политики в сфере культурного наследия существенно затрудняется необходимостью обеспечивать постоянную координацию подчас разрозненных действий многочисленных ведомств, уполномоченных в различных вопросах распоряжения, использования, сохранения, государственной охраны и популяризации недвижимых памятников.
Этот пробел должен заполнить созданный комитет по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области.
Проблемой первостепенной важности как в экономическом, так и в культурном аспекте следует считать скорейшее формирование в Брянской области системы комплексного управления и государственной охраны объектов культурного наследия как составляющей части общероссийской системы.