АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2006 года N 92
(с изменениями на 2 сентября 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 15.07.2024 N 315-п
____________________________________________________________________
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 23.10.2006 N 628;
Постановлением администрации Брянской области от 29.12.2006 N 862;
Постановлением администрации Брянской области от 07.12.2007 N 980;
Постановлением администрации Брянской области от 20.12.2007 N 1018;
Постановлением администрации Брянской области от 24.12.2007 N 1042;
Постановлением администрации Брянской области от 18.04.2008 N 376;
Постановлением администрации Брянской области от 01.09.2008 N 833,
Постановлением администрации Брянской области от 10.10.2008 N 943;
Постановлением администрации Брянской области от 27.11.2008 N 1086;
Постановлением администрации Брянской области от 15.12.2008 N 1154;
Постановлением администрации Брянской области от 30.12.2008 N 1278;
Постановлением администрации Брянской области от 20.02.2009 N 148;
Постановлением администрации Брянской области от 29.06.2009 N 652;
Постановлением администрации Брянской области от 19.10.2009 N 1124;
Постановлением администрации Брянской области от 16.12.2009 N 1363;
Постановлением администрации Брянской области от 23.12.2009 N 1407;
Постановлением администрации Брянской области от 24.12.2009 N 1455;
Постановлением администрации Брянской области от 25.03.2010 N 281;
Постановлением администрации Брянской области от 30.06.2010 N 667;
Постановлением администрации Брянской области от 02.09.2010 N 913.
___________________________________________
В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 года N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ", постановлением Брянской областной Думы от 21 декабря 2005 года N 4-503 "О согласовании программных мероприятий и размеров их финансирования на 2006 год областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы" и в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2009 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области по курируемому вопросу.
Губернатор
Н.В.Денин
Утверждена
постановлением
администрации Брянской области
от 13 февраля 2006 г.N 92
г.Брянск 2006 г.
(в ред. от 18.04.2008 N 376)
Наименование программы | - долгосрочная целевая программа «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006-20010 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения | - каталог территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом, утвержденный постановлением администрации области от 12 сентября 2005 г. N 500 |
«Заказчик | - комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области |
Основные разработчики | - комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области,органы местного самоуправления"; |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | - цели: обеспечение реализации конституционного права жителей Брянской области на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого беречь памятники истории и культуры, заботиться о сохранности исторического и культурного наследия; обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Брянской области; создание условий для сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Брянской области. - Задачи: развитие системы эффективной государственной охраны, сохранения и популяризации недвижимых памятников истории и культуры; |
Сроки и этапа реализации программы (в ред. Постановления администрации Брянской области от 02.09.2010 N 913) | - 2006 - 2010 годы |
Основные мероприятия программы | - охрана, сохранение, популяризация и ресурсное обеспечение сферы историко-культурного наследия |
Исполнители программы и основных мероприятий | - комитет по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области; органы исполнительной власти Брянской области; |
Объемы и источники финансирования (в ред. Постановления администрации Брянской области от 02.09.2010 N 913) | - На весь период реализации программы за счет средств областного бюджета - 92046,898 тыс. рублей. Объемы средств по программе подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета |
«Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - увеличение количества объектов культурного наследия на территории области, в отношении которых выполнены работы по инвентаризации и мониторингу, до 1702 единиц; разработка предметов охраны, ограничений по пользованию и установление границ для 524 памятников истории и культуры; разработка либо корректировка существующих зон охраны для 125 исторических поселений и отдельных объектов культурного наследия, расположенных на территории области; разработка 37 проектов для последующего осуществления ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия; |
Брянщина с ее древней самобытной историей обладает весомым потенциалом культурного наследия России - как материального, так и тесно связанного с ним духовного. Значительные исторические события прошлого дошли до нас в архитектуре, археологических памятниках, достопримечательных местах, искусстве, литературе, музыке, фольклоре и являются хранилищем культурного наследия, коллективной памятью истории. Признание Брянской области как территории высокого культурного потенциала обусловлено ее богатой историей: археологическими, историческими и архитектурными памятниками от эпохи палеолита до двадцатого века, десятью историческими городами, тремя историческими селами, авторитетом многих выдающихся личностей, внесших существенный вклад в историю и развитие культуры России.
Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры Брянской области известные архитектурные творения в Ляличах, Овстуге, Красном Роге, Брянске, Севске, Карачеве, Стародубе и многих других поселениях. Трудно переоценить притягательность Брянщины, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями и жизнью замечательных людей.
Памятники истории и культуры брянского края составляют весомую долю в культурном наследии России, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей области и Российской Федерации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность населения и органов государственной власти за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе и связанным с объектами культурного наследия.
Брянская область является неотъемлемой частью Российской Федерации и, выполняя Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", стремится к обеспечению более эффективной охраны и сохранения, активной популяризации культурного наследия, расположенного на ее территории, для чего берет на себя обязательства, исполняя данную программу:
а) проводить общую политику, направленную, на придание культурному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в областные целевые социальные программы;
б) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие памятникам;
в) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;
г) содействовать развитию системы переподготовки, подготовки и повышения квалификации кадров.
Каждый объект культурного наследия:
1) представляет собой уникальную ценность для Брянщины и является неотъемлемой частью культурного наследия Российской Федерации;
2) обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению;
3) является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;
4) представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;
5) ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
6) влияет на решение вопросов в отношении инфраструктуры, непосредственно связанной с объектами культурного наследия, в том числе в части отношений, регулируемых гражданским, градостроительным, земельным, лесным, водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации и Брянской области.
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации и Брянской области основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений Брянщины и Российской Федерации. Вместе с этим объекты наследия могут и должны рационально использоваться, приносить практическую пользу не только морально-воспитательного, но и экономического характера. Для этого объекты культурного наследия предлагается активно включать в процесс социально-экономического развития населения с использованием самых разнообразных экономических, правовых и нравственных регуляторов.
При реализации государственной политики по вовлечению объектов культурного наследия в процесс социально-экономического развития нашей области скоординированная работа региональных органов государственной власти должна проводиться при постоянном участии и поддержке органов местного самоуправления и широкой общественности, научных организаций, краеведов, религиозных объединений, различных обществ любителей старины, локальных культурных обществ и иных организаций гражданского общества.
Проблема рационального использования объектов культурного наследия в условиях современных социально-экономических отношений является одной из сложнейших. Однако ее решение играет ключевую роль в осознании населением области реальной ценности культурного наследия Брянщины, обеспечит необходимые условия для развития современной идеи возрождения Брянской области и в результате позволит создать систему сохранности объектов культурного наследия.
В этом контексте разработана областная целевая программа «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 -2009 годы".
На территории нашей области сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к выдающимся сокровищам культуры. По состоянию на начало 2005 года в списке памятников истории и культуры насчитывается 3262 объекта наследия, из них 77 - объекты федерального значения и дополнительно 490 объектов археологического наследия отнесены к категории федерального значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", остальные - регионального значения (2695 ед.).
До настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия не уточнен. Точное количество объектов будет определено при создании государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Брянской области, что предусмотрено настоящей программой.
Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения. Список исторических поселений был утвержден в 1990 году постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В Брянской области к историческим относятся 13 поселений. В исторических поселениях должны охраняться не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.
Статус "исторического поселения" должен явиться отражением и закреплением специфики социально-культурного и хозяйственного развития исторического города или села и обеспечить содержание двух основных составляющих.
Первая из них связана с признанием ценности историко-культурного наследия в данном поселении и, соответственно, должна создать условия для функционирования системы конкретных мер по его охране (выявление, постановка на учет, зонирование территории и режимы использования земель, осуществление охранных и реставрационных работ, контроль и т.д.). Вторая составляющая предполагает создание экономических условий сохранения и использования наследия, обеспечивающих по мере необходимости замещение бюджетного финансирования работ по сохранению и восстановлению объектов наследия негосударственными инвестициями в реализацию государственной программы развития каждого исторического поселения.
В Брянской области должны быть поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (достопримечательные места). В настоящее время в области существует лишь один музей-заповедник. Он организован на базе музея-усадьбы выдающегося поэта и дипломата Ф.И.Тютчева.
Благодаря статусу музея-заповедника удалось воссоздать и в перспективе обеспечить сохранность объекта культурного наследия как целостного историко-культурного комплекса.
Новые музеи-заповедники должны быть сформированы на базе исторических поселений, связанных с освоением нынешней территории Брянской области, территории с уникальными археологическими памятниками, объектами военного наследия, производственного наследия и др. Именно через музеи-заповедники может происходить культурное и туристское освоение регионов.
Дворянские усадьбы в свое время сформировали удивительный пласт культуры, который получил яркое отражение в национальном наследии. На базе Овстуга и Красного Рога были созданы музеи-усадьбы Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Однако подавляющая часть старинных усадеб либо уже погибла, либо находится в катастрофическом состоянии из-за недостаточного внимания к этим архитектурным и ландшафтным памятникам. Сохранить оставшиеся крупицы усадебной культуры от полного уничтожения - задача, поставленная в данной программе.
Основные проблемы оптимизации режима охраны на особо охраняемых территориях и в музеях-заповедниках локализуются в сферах землепользования и градостроительства. Приватизация и оборот земель, проводимые зачастую без должного учета их специфики как входящих в состав земель историко-культурных или граничащих с такими землями, весьма негативно отразились на состоянии многих культурных ландшафтов. В результате в очень опасном положении оказываются многие археологические памятники, угрозу которым представляют как непродуманные земельные работы, так и прямое разрушение в результате нового незаконного строительства. К этой проблеме следует отнести освоение земель памятника археологии «Вщиж".