Сложившаяся в последнее время напряженная ситуация, связанная с ростом социального сиротства, развивается на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки.
Рост количества воспитанников в детских домах, снижение уровня материально-технического обеспечения и сокращение объемов ввода в эксплуатацию новых образовательных учреждений свидетельствуют о недостаточной социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Научные факты бесспорно доказывают невозможность полноценного и нормального развития детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях социальной изоляции от родителей и лиц их, их заменяющих, разрушается естественный процесс развития ребенка. Пережив трагедию отторгнутого ребенка, не имея жилья и работы, выпускники детских домов нередко склонны к девиантному поведению.
Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрасте.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот должны стать формирование навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения, внедрение новых форм экономической социализации.